Берете ли вы в долг? И если не возвращаете, то почему?

Берете ли вы в долг? И если не возвращаете,  то почему?
Фото: serdalo.ru

«Берете ли вы в долг? И если не возвращаете, то почему?» – эти вопросы сегодня актуальны не только потому, что на дворе испытание экономическими неурядицами и кризисом. Эти вопросы были и будут острыми для миллионов людей сегодня и завтра. Так уж жизнь устроена: одни с большим запасом денег, а бытие других — от зарплаты к зарплате. Разумеется, в таком раскладе кто-то берет финансы или материальные ценности взаймы, рассчитывая решить свои проблемы и вернуть взятое хозяину. С другой стороны, и дающий человек рассчитывает на честность и благоразумие берущего.

К сожалению, в наш стремительный и во многом меркантильный век, когда одни страдают от переедания, а другие от голода, все больше бывает случаев невозвращения долгов. Очень часто приходится слушать, что некто в Назрани, Малгобеке или Карабулаке взял в долг большую сумму, надеясь заняться бизнесом, но, увы, ничего у него не получилось, деньги чужие «испарились», долг погасить нечем. И начинается большая головная боль для сотен родственников, близких и знакомых людей, втянутых в подобные «рыночные отношения».

Самое странное в таких случаях, что окружающие этого должника так долго не замечают, что он фантастическим образом разбогател: вчера сидел на кухне в старых тапочках, а сегодня «рассекает» на новой иномарке… Надо спросить человека в таких случаях, откуда деньги, на благое ли дело он их взял, умеет ли он торговать, чинить автомобили, выбирать строительные материалы – компетентен ли в «новоявленном» для него бизнесе.

Человека с юных лет надо приучать к тому, что долг обязательно надо погасить, вернуть. Нельзя свои амбиции и соблазны ставить выше этого правила.

В Священном Коране в суре «Аль-Бакара» аят 282 сказано:

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или неспособен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишете ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи».

Как видим, сказано бесконечно ясно, что это самый справедливый вариант, позволяющий избежать сомнений – письменный договор и с участием свидетелей, если речь идет о долге на определенный срок. К сожалению, часто бывает в нашей реальности иначе. Человек вообще никому не говорит о том, что взял в долг пару миллионов рублей, все это делается скрытно и т.д. И когда взаимодавцы приходят к нему домой с просьбой вернуть этот капитал, это становится для семьи должника настоящим потрясением. А отсюда, от потери нервов и до тяжких болезней рукой подать…

В долг давать надо, без этой кредиторской возможности начать новое дело любое общество заплесневеет, обеднеет. Состоятельный гражданин, дающий взаймы энную сумму ближнему своему, открывает перед тем множество возможностей. Не всегда все получается, но если получится, еще одним богатым человеком в обществе станет больше. А это очень важно для всего народа.

В начале 90-х годов минувшего века, когда страна после перестройки переходила от строительства социализма к развитию демократии, десятки тысяч людей оказывались в ситуации, когда в кармане было пусто, а перед ними стояли обязательные задачи. Задачи эти заключались в следующем: надо было родного человека вывезти на лечение, обеспечить учебу детей в вузе, да просто похоронить умершего и т.д. Различных случаев можно вспомнить сотни. И тогда многие люди, молча, без расписок, по зову сердца помогали, кто-то в долг, кто-то без каких-либо условий. Большинство понимало ситуацию.

Кстати, если обратить внимание на известный 1913 год, с которым в нашей стране сравнивали современные показатели, много интересного можно понять. В те времена, где-то с 1870 года по 1917 год, в России, во всех ее губерниях и областях в сфере бизнеса был минимум бюрократии. Многие купцы, состоятельные граждане, давали взаймы огромные суммы под одну прописку. Чего стоит и знаменитое купеческое слово. Взятое в долг соизмерялось на уровне чести, и никто не хотел прослыть должником.

Да и в истории Ингушетии много примеров, когда люди прощали большую сумму денег или дорогое имущество, которое не смог вернуть должник. При этом это не было привычным явлением, горцы, много или мало брали в долг лишь при самых безвыходных ситуациях. В жизни, разумеется, всякое бывает, но вот эта установка «протягивать ноги по размеру одеяла» — она людей, живших в те времена, в Москве или на Кавказе, не подводила. Благоразумные люди семь раз отмеряли, прежде чем один раз взять в долг.

А ныне, понятное дело, не тот менталитет. Даже в общественный оборот вошли такие слова, как «лохотрон», «кинуть на бабки» и т.д. То есть присваивание чужих денег и богатств для некоторых «товарищей» стало типичным явлением… Будем надеяться, эта болезнь покинет нас не сегодня, так завтра.

В исламе ясно определено, что вознаграждение давшему в долг больше, чем давшему садака, поскольку давший в долг мотивирует должника зарабатывать деньги для возврата долга и тем самым расти, а давший милостыню стимулирует одариваемого (кроме действительно неспособных зарабатывать себе на жизнь) на лень и надежду на других, а не на себя и на собственный труд.

Если есть реальная возможность погасить долг, человек должен сделать это без лишнего промедления. В этом проявляется честность личности. Ну а тот, кто дал в долг деньги или имущество, должен быть корректен, проявлять понимание, сочувствие к заемщику, дать человеку отсрочку или же вовсе простить долг в случае крайней бедности заемщика. Ислам определяет, что давать в долг — благое дело, и если вы не спешите с получением долга от нуждающегося – это тоже благое дело.

Никто из нас не застрахован от бед и трудностей подобного рода. В наш XXI век, когда материальные соблазны и возможности просто ежедневно зовут нас попробовать то или иное дело, приобрести новую вещь, попробовать себя в новом виде деятельности, человеку приходится брать в долг. Если вам должны одну-две тысячи рублей, лучше не осложнять этот мир негативными эмоциями, а простить ради Всевышнего этот долг, подарить их ближнему своему.

По большому счету, каждый из нас кому-то должен был и нам простили, помогли. Просто память человека штука «хитрая». Мы быстро забываем свой трудный опыт и ошибки и испытания, но хорошо помним чужие.

В любом случае всегда будет полезно размышлять над своими финансовыми и материальными возможностями, крепко думать о том, стоит ли брать деньги или имущество в долг, чтобы изменить свое положение и жизнь в целом. Часто бывает так, что есть у человека еда, жилье, тепло, безопасность, здоровье и многое другое, а он поддается порыву совершить «революцию» — взять чужие деньги и удивить всех и вся. Коль нет крайней нужды, не осложняй свою жизнь в юности или старости тяжелым грузом, который надо долго нести и необходимо вернуть. И оставайся человеком, если кто-то должен тебе.

В. САИТОВ

 
По теме
В связи с предстоящим юбилеем 100-летия образования ингушской государственности, Министерство культуры напоминает о Республиканском конкурсе на создание лучшей композиции, в рамках подготовки к юбилейному праздничному мероприятию.
Источник фото: Фото редакции Полиция от местной жительницы узнала, что женщина, которая назвалась Светланой Федоровой, под предлогом продажи посредством соцсетей мебели, бытовой техники и посуды, в 2022-2023 гг.
Источник фото: Фото редакции Национальный проект «Демография», как известно, нацелен на улучшение благосостояния семей за счет мер финансовой помощи, которые будут способствовать повышению рождаемости,
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов проверил, как ведутся восстановительные работы в многоквартирном доме, который пострадал в ходе проведения контртеррористической операции в Карабулаке.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
С постоянным развитием технологий и возрастанием сложности задач, перед которыми стоят государственные структуры, использование цифровых решений и инструментов становится все более актуальным и необходимым.
Новая школа в с.п. Сурхахи открыла свои двери для учеников. Теперь у юных жителей сельского поселения есть достойные условия для получения знаний, социализации, духовного и физического развития и др.
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования