​ПУСТЬ БУДЕТ СЧАСТЛИВ ВАШ ОЧАГ!

​ПУСТЬ БУДЕТ СЧАСТЛИВ ВАШ ОЧАГ!
Фото: serdalo.ru

Может ли Новый год, праздник, который с таким нетерпением ждут взрослые и дети, стать темой для серьезного научного изучения? Оказывается, может! Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Чаха Ахриева планирует издать в 2017-м монографию кандидата философских наук Лемки Агиевой, посвященную различным ингушским празднествам. В этой монографии содержатся и уникальные сведения, связанные с тем, как ингуши в глубокой древности праздновали Новый год. Разумеется, мне было сложно удержаться от соблазна встретиться и поговорить на эту тему с автором исследования. Так в один из предновогодних дней, вооружившись диктофоном, я и отправился в НИИ.

— Лемка Тугановна, Новый год считается семейным праздником. Было ли так и в стародавние времена?

— Новогодняя обрядность ингушей, как и других народов Кавказа и мира, показывает, что по существу и форме она восходит к древним народным представлениям и верованиям и связана, в первую очередь, с хозяйственной деятельностью людей, а также, действительно, с естественным их желанием собраться семьями и хорошо отдохнуть. Более того, празднование прихода зимы, как и другие ритуально-магические действия, представляли собой органическое соединение аграрной и семейной обрядности, так как у всех земледельческих народов сплошь и рядом «сплетаются судьбы отдельного члена семьи и судьба урожая».

— Другими словами, получается, что в основе этого праздника, как и всех других праздников, связанных с народным календарем, лежала трудовая деятельность людей?

— Совершенно верно. Именно так и обстоит дело с праздником языческого периода «Нажган-цIей», ныне забытым и не отмечаемым. Его отголоски, кстати, слышны в современном празднике елки. Разница лишь в том, что древние язычники использовали не хвойное дерево, а дуб. Тем не менее, на этом празднике доминирует дерево, которое у ингушей называется «га».

Год в народном календаре начинался месяцем «Наджигонцхой» (параллельно «Ножой», «Гонцхой»), который соответствует январю. В народе этот месяц назывался также «Шу долало бутт» — месяц, с которого начинается год. Как представляется, «Наджой» и «Гонцхой» — это годовые праздники, активно отмечаемые ингушами и кистинами еще в конце XIX века.

— А в какой день ингуши отмечали наступление Нового года?

— На этом вопросе я бы хотела остановиться подробнее, потому что здесь мы можем наблюдать интересные взаимосвязи. 22-23 декабря ингуши внимательно наблюдали за восходом и заходом солнца. Когда солнце устанавливалось на уменьшение дня, объявлялся и праздновался Новый год. Именно выход солнца из солнцестояния зимой, 25 декабря, и считался началом Нового года. Хотя у язычников он праздновался значительно позже в виде «Новруза», 22 марта каждого года. Заметьте, что это как раз день древнего ингушского праздника «Тушоли», день весеннего равноденствия.

«Тушоли» был периодом перехода погоды к жаре, «перехода солнца к огню» (в этот период считалось, что «цIера кIага ляттах дода» — пряжка пламени уходит в землю). Таким образом, «нажган цIей» — это время «малх цIара боалла ха» (выход солнца из зимнего дома). Оба варианта имеют большое значение: первый – возгорание Солнца, второй – явление Солнца миру в новом виде. Праздник «ГIалгIай — Нажган цIей» — первый день нового года и «ножой бутт» галгаевцы считали первым праздником в году.

Встречу Нового года («наджгоанцхой») ингуши проводили в первый день после окончания зимнего солнцестояния («малх цIабодача дийнахьа», т. е «когда солнце возвращается домой»). Приходилось это на дни зимнего солнцестояния 22-25 декабря. Считалось, что в этот день рождается новый год, потому что солнце выходит из дома, в котором оно было заперто. Чтобы солнцу ничто не помешало выйти из дома, люди накрывали столы, ставили угощения, приглашали соседей и родственников, поздравляли друг друга с наступлением Нового года.

Наши предки говорили, что в этот день солнце родилось, и поэтому период зимнего солнцестояния назывался «малх наьна керара боагIа» — «солнце идет из материнского чрева». Это событие знаменовалось веселым и радостным народным праздником.

— Своими поразительными астрономическими наблюдениями и вообще удивительными знаниями были известны древние жрецы...

— Ингушские жрецы, и это хорошо известно, четко определяли солнечные циклы, а заодно — и время празднования возрождения солнца — «Ноджган цIей» (упрощенно «Ноджой») — Нового года. Жрец и его ученики целый месяц готовились к новогоднему празднику.

Тут следует отметить, что в древней религии ингушей есть одна особенность: ее служители, называемые «цай-саг» — «чистый священный человек» и их помощники обязательно одевались во все белое — папаха, бешмет, черкеска, бурка, обувь обязательно должны были быть белого цвета. Это была имманация света («са») и чистоты («цIена»). При этом чистота понималась в широком смысле — вплоть до чистоты мыслей.

Накануне праздника жрец, выйдя из святилища, на четыре стороны света трижды возвещал о том, что завтра наступает Новый год. Затем с этой вестью он рассылал по селам своих учеников. До восхода солнца в день Нового года мужчины собирались в святилище «Ерде», т. е. в «Бя-ерды» или «Тхабя-ерды» и во главе со жрецом проводили моление. После пиршества старики шли к склепам и могилам, где ставили свечи и еду для усопших. В ритуальных целях свечи жгли и в святилище. Необходимо подчеркнуть, что «Наджгоанцхой» был любимым, общенародным праздником ингушей, и его наступления ждали все: и дети, и взрослые.

— Как готовились наши предки к празднованию Нового года? Отличался чем-нибудь их праздничный новогодний стол от обыденного?

— Приготовления к празднику в каждой семье начинались с особой тщательностью задолго до его наступления. Конечно, большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависело последующее в течение года изобилие и достаток. Новогодняя еда была, по возможности, разнообразной. В частности, женщины пекли лепешки и всевозможные обрядовые хлебы, ритуальные пироги, начиненные рубленым мясом, сыром, сухими фруктами. Пироги пеклись по отдельности для старшего человека в семье, для жреца, для гостей и т.д. Выпекались и ритуальные пряники на меду («божолгаш») треугольной, круглой формы. Порой эти пряники напоминали по форме и человеческую фигуру. Люди заранее заготавливали продукты, напитки и топливо, все то, что требуется для праздника. Резали баранов, коз и другую скотину.

Упомянутые мной ритуальные и обрядовые хлебы имели в новогоднем празднестве немаловажное значение. Они пеклись по преимуществу из пшеничной муки, а самым главным и почитаемым из новогодних яств являлся большой ритуальный хлеб, имевший форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Его пекли повсеместно, и размер хлеба зависел от количества членов семьи.

У кистин широко был распространен обычай печь на новогодний праздник сдобные хлебы из пшеничной муки в честь отдельных членов семьи, замужней дочери, близкого родственника и др. В каждый из таких хлебов они клали монеты, хлебные зерна, кусочек шерсти, по которым гадали, кто чем будет богат в новом году. А в связи с обилием мяса и другой различной еды и напитков, кистины называли этот праздник «МаIа лехка Нижой», дословно — «высокие рога Нижой», т.е. высокорогий, обильный «Нижой».

Приготавливались также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. Готовясь к этому празднику, ингуши закладывали большой медный котел («лаккарг») для варки пива. По этому поводу они говорили: «Ей дIабеллаб». Обязательным атрибутом было торжественное закалывание жертвенного быка (белого, с повязанной на рогах белой шелковой материей — «нич»).

Обычай преследовал цель сытно накормить в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. Семейная трапеза, устраиваемая накануне Нового года, затягивалась допоздна, все старались быть в приподнятом состоянии, ибо считали, что от их состояния в новогоднюю ночь зависит хорошее будущее в течение всего следующего года.

В каждом доме за ужином ели вареники. Один вареник хозяйка клала на очаг, прикрывала его золой и говорила: «Пусть огонь будет вовеки сохранен». Три вареника засовывали в стенные ниши, поближе к входному отверстию, причем хорошей приметой считалось, если мыши погрызут их за ночь – значит, будет хороший урожай.

В новогоднюю ночь вареник клали в огонь и ингуши Джейраховского общества. Здесь также существовал и другой обычай. Накануне Нового года устраивалась «боджильг бийса» — ночь треугольных обрядовых лепешек. В каждой семье пекли несколько таких лепешек, которые раскладывали у очага, рядом с домом и хлевом, а также у источника, откуда брали воду. Тот, кто утром первым найдет «боджильг», должен был, прежде чем его съесть, пожелать благополучия дому, умножения скота, сохранения огня в очаге, обилия в воде. Найдя «боджильг» у дома, говорили: «Дезал ираз долаш хилба» — «Пусть будет счастлива ваша семья». Если кто-то находил лепешку у очага, он желал: «Кхурч ираз долаш хилба» — «Пусть будет счастлив очаг» и т.д.

— Вы как-то упоминали в одном из интервью, что празднование Нового года у ингушей было окружено большим количеством обрядовых действий. Пожалуй, мы не сможем подробно обозначить все эти обряды в рамках нашей сегодняшней встречи, однако хотелось бы услышать от вас и об этом.

— 25 декабря люди приносили очистительные и умилостивительные жертвы, раздавали милостыню, а в местных адатах (храмах) садился в круг «гадори» — суд года. Выступали на нем «гер» — обвинитель и «гадо» — защитник. «Гер» вспоминал все негативы из жизни села и обвинял год в недоброжелательности к людям. Затем брал слово «гадо» и называл все позитивы из жизни живых, защищая год. В полемике вспоминались даже мельчайшие события из прошедшего года.

В «гадори» могли участвовать и стоящие вокруг зрители. Если кто-то из них хотел что-нибудь сказать или добавить, он поднимал «гушмоаки» (указательный палец), прося ему дать «пурам» — право говорить и действовать по общепринятым правилам. Коррективы зрителей учитывались, а затем выносился «ердихкг» — вердикт, мало отличавшийся от тех, которые объявлялись в прошлые годы. Гласил он примерно следующее: построить восьмигранный «оага» — дом-крепость из снега и, если за год погибло много людей, разбить его «галами» (снежками), чтобы увеличилось потомство. Если же людей погибло мало, то домик разрушали длинными «песками» — веслообразными палками для сбивания масла. «Пески» бросались как копья, и было их много, к тому же они были промасленные.

«Оага» строился на окраине поселения с восточной стороны. Строили его вокруг пня с высохшими ветвями. Это «мустагудиргъ» — символ умирающей без Солнца природы. Потом, в зависимости от «ердихкта», который объявлял народу «хула» — посол от «гадори», жители, в основном молодежь, приступали к разрушению домика. Это был «бой» с чарами «Iан-да» — бога зимы (или отца зимы). Бой протекал весело и подтверждал мнение о том, что и в самые тяжелые дни люди умели находить развлечения и полно пользоваться ими. Зрители подзадоривали каждую команду, приходившую с «оружием» для разрушения «оага».

После разрушения домика «мустагудиргъ» очищали от снега и девушки украшали его подарками – сладостями, орехами и т.д. На него ставили «кхякхале» — три свечи. Эти свечи символизировали триаду Огня — тепло, свет и душу. Затем к пеньку пускали детей – новую волну жизни. Здесь можно вспомнить также обряды разных народов: бросание камней за спину для увеличения потомства и бросание копий перед собой – символ солнечных лучей, оживляющих природу. Обряд этот хорошо описан в истории римлян. Применительно к ингушам наряду с другими авторами о нем говорит и профессор Алборов.

В продолжение праздничных дней было принято производить выстрелы из любых видов имеющегося в наличии огнестрельного оружия. Люди верили, что этим самым они помогают небу «распуститься».

Под Новый год хозяин дома брал торбу зерна, шел на поле, разбрасывал по нему горсть, остальное зерно нес домой и из него делали кашу на молоке. Этот магический обряд должен был обеспечить плодородие полей и размножение домашних животных. Профессор И.А. Дахкильгов отмечает: «с сожалением приходится констатировать, что современные ингуши, празднуя Новый год и при этом следуя русско-европейским традициям, не вводят в это празднество некоторые элементы из прошлого. Например, дети могли бы ходить по дворам для собственного удовольствия с возгласами: «фар йоагIа».

Не обходилось в Новый год без гаданий о будущем урожае, о предстоящей погоде и т.д. Новогодние гадания касались и семейных событий, в первую очередь женитьбы и замужества. Поэтому Новый год с нетерпением ждали молодые люди и девушки. К примеру, девушки пекли три очень соленых маленьких хлебца «ольг». Два из них они клали под подушку, а один съедали. Считалось, что тот, кто подаст во сне девушке воду, и будет ее суженым.

— Интересно, а была ли у молодых джигитов в новогодний праздник возможность посостязаться в силе и ловкости, как это было всегда принято у нас?

— Безусловно! Важным компонентом празднования Нового года являлись скачки с призами, которые устраивались на третий день празднования. Ингуши и кистины устраивали скачки в случае совпадения Нового года с понедельником, что считалось счастливым предзнаменованием и хорошей приметой. Скачки в основном проводились за счет общества, с обязательным участием каждой семьи. Но иногда их мог устроить кто-нибудь за свой счет, в честь своего родственника, умершего в уходящем году. На скачки, о которых извещали заранее, приглашались наездники и из соседних обществ, а также от осетин, грузин, народов Дагестана, что ярко свидетельствует о добрых отношениях ингушей с соседними народами.

Количество участников колебалось от 6 до 50 человек. Для первых трех наездников выставлялись призы: верховая лошадь, седло, уздечка, плетка или что-нибудь из одежды — бархатный костюм, черкеска, сапоги-«ичиги». Наиболее почитаемыми были скачки в честь воина, погибшего на поле боя, однако они могли устраиваться и в честь женщин. Тогда призами были корова, теленок и др.

На долю ингушей выпадало мало праздников и радостей, поэтому, живя в суровых условиях, они при каждом удобном случае от души веселились, устраивали игрища, спортивные состязания, т.е. развлекались в рамках ингушского этикета...

— Ну, что ж, Лемка Тугановна, спасибо вам за интереснейший рассказ. С новым годом Вас!

— Спасибо! От души желаю коллективу моей любимой газеты «Сердало», всем вашим читателям мира, добра и благополучия в новом 2017 году!

Интервью вел

Ахмет ГАЗДИЕВ

«Сердало» № 199-200

 
По теме
В связи с предстоящим юбилеем 100-летия образования ингушской государственности, Министерство культуры напоминает о Республиканском конкурсе на создание лучшей композиции, в рамках подготовки к юбилейному праздничному мероприятию.
Источник фото: Фото редакции Полиция от местной жительницы узнала, что женщина, которая назвалась Светланой Федоровой, под предлогом продажи посредством соцсетей мебели, бытовой техники и посуды, в 2022-2023 гг.
Источник фото: Фото редакции Национальный проект «Демография», как известно, нацелен на улучшение благосостояния семей за счет мер финансовой помощи, которые будут способствовать повышению рождаемости,
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов проверил, как ведутся восстановительные работы в многоквартирном доме, который пострадал в ходе проведения контртеррористической операции в Карабулаке.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
С постоянным развитием технологий и возрастанием сложности задач, перед которыми стоят государственные структуры, использование цифровых решений и инструментов становится все более актуальным и необходимым.
Новая школа в с.п. Сурхахи открыла свои двери для учеников. Теперь у юных жителей сельского поселения есть достойные условия для получения знаний, социализации, духовного и физического развития и др.
Источник фото: Фото редакции По информации отделения, уже второй раз представители регионального управления федеральной службы безопасности страны передали общественникам свыше двадцати тонн продуктов длительного хран
В Ингушетии названы имена победителей  регионального этапа Всероссийского конкурса «Большие вызовы» - Министерство Образования В Республике Ингушетия объявлены имена победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Министерство Образования
Ингушские пограничники совместно с УФСБ России по республике выявили и пресекли противоправную деятельность гражданина, организовавшего незаконное пребывание иностранных граждан на территории региона.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры
Махмуд-Али Калиматов поздравил военнослужащих и ветеранов управления войск национальной гвардии по региону с профессиональным праздником, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия