Я никогда в жизни никуда не опаздывала. Поверили? Если да, то вы очень наивный человек, потому что опаздываю я очень и очень часто, всегда и всюду. Впрочем, я, конечно, преувеличиваю, но все это к тому, что, в принципе, очень малая доля людей в Ингушетии может похвалиться чеканной пунктуальностью. Но только так ли это нормально, как может нам казаться в сладостные минуты обострения себялюбия? Пожалуй, нет.
Так уж выходит, что любой человек с детства понимает, что опаздывать — нехорошо. Опоздания очень отрицательно влияют на репутацию человека в обществе. В садик, в школу, затем на работу всю свою жизнь мы идем с утра и четко осознаем важность своевременного попадания в обозначенную точку. В садике при опоздании ребенок рискует остаться без завтрака, в школе его могут не запустить на уроки, а значит, у него образуется не только учительская антипатия в свой адрес, но и пробел в знаниях. А о работе, конечно, и говорить страшно: шеф способен устроить такой нагоняй, что, мама, не горюй.
Однако вряд ли какого-нибудь читателя удивит утверждение о том, что в Ингушетии привычка опаздывать давно стала хронической и даже успела получить почетное звание «бич нации». Как так вышло? Да просто! У нас же везде «свои»: договоримся, уладим, попросим, в конце концов. Да и вообще, мы все друг другу когда-нибудь пригождаемся, поэтому суровости и жесткого порицания в ответ на опоздание не получаем никогда. Оттуда и тенденция.
Впрочем, одно дело когда опаздываешь в театр, кино, на концерт и так далее. Совсем другое — когда опаздываешь на самолет. Странно звучит, не правда ли? Зачем сознательному человеку, купившему недешевый билет на самолет, и явно по веской причине запланировавшему поездку, опаздывать на свой рейс, тем самым здорово подводя самого себя? Тем не менее, такие случаи далеко не единичны в нашем регионе. Сегодня, к примеру, Московские аэропорты уже хорошенько шокированы поведением ингушских пассажиров, из-за которых рейсы часто задерживаются. Сотрудникам же нашего авиапредприятия уже просто нечего сказать. Одна надежда — еще раз воззвать к сознанию древнейшего народа: проснитесь!
Итак, о сложностях, каждодневно во весь свой статный рост предстающих перед персоналом аэропорта «Магас», нам поведала начальник смены службы перевозок София Адамовна Хашагульгова.
— София Адамовна, будьте добры, расскажите, как часто и на какие в основном рейсы опаздывают наши люди? Сколько опоздавших Вы можете назвать, к примеру, за этот год?
— Опаздывают ежедневно на оба рейса — утренний и вечерний — от пяти до пятнадцати пассажиров. С начала этого года общее количество опоздавших на самолеты уже перевалило за тысячу человек.
— А какие причины при этом опоздавшие называют? И как Вы лично думаете, почему так происходит?
— Мы привыкли слышать от пассажиров, как правило, две причины: попали в пробку из-за аварии на дороге или не успели получить ту или иную справку из больницы для выезда на лечение. Я считаю, что действительными причинами являются халатность и неуважение как к работникам авиаслужбы, остальным, заблаговременно прибывшим в аэропорт пассажирам, так и к самим себе.
— Как пассажиры реагируют на сложившуюся ситуацию при опоздании? Как действуете Вы?
— Самое обидное — это то, что они никогда не считают виноватыми в такой ситуации себя. Случается порой даже такое, что граждане, не прибывшие вовремя на свой рейс, переходят на ругательства, оскорбления, крики, и удивляются, почему мы не входим в их положение и не предпринимаем им угодные действия. Нам же, со своей стороны, остается только снова и снова терпеливо объяснять причину, по которой опоздавший пассажир уже не может быть допущен к полёту.
— Как сказывается на работе авиапредприятия такое легкомыслие пассажиров?
— Авиаперевозки — это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Я не говорю о таких причинах задержек, как метеоусловия, технические неисправности самолета или какие-то другие. На деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Однако люди, которые вполне способны в силу хотя бы даже своего возраста, состоятельности и сознательности прибыть в аэропорт своевременно, должны понимать, что, задерживая рейс, они играют с очень серьезными вещами. Одно дело не уважать никого вокруг и считать всех — от летчиков до сотрудников авиакомпаний — обязанными им, другое — понимание того, что самолет — это не какой-нибудь наземный транспорт, который может где необходимо остановиться, спокойно припарковаться или еще что-то. Полеты совершаются по определенной траектории, с расчетом времени, которое необходимо провести в небе и в которое можно совершить посадку.
Я хочу напомнить, что сроки, заявляемые авиаслужбами для прохождения регистрации, строгие правила посадки пассажиров на самолет направлены только на безопасность каждого человека, пользующегося услугами гражданской авиации и потому очень важно их соблюдение.
Здесь я уже не говорю о моральной стороне вопроса.
— София Адамовна, несёт ли при опоздании на рейс финансовые потери сам пассажир?
— Да. Билеты, приобретённые в обеих авиакомпаниях, на день вылета обмену, переносу и возврату не подлежат. Никаких возмещений убытков авиакомпании своим клиентам не предлагают. Это также веский повод задуматься.
— Какие меры предпринимались администрацией аэропорта в целях исправления ситуации с опозданиями?
— Хочу сказать, что информация о правилах обслуживания в аэропорту транслируется на телевидении, в социальных сетях. В самом аэропорту через громкую связь с начала регистрации и до окончания посадки даётся вся необходимая информация о правилах регистрации. В залах ожидания и вылета имеются мониторы, где также транслируется необходимая информация. Единственное, чего мы не делаем — это не приводим пассажиров за ручку в аэропорт.
— Сказывается ли на репутации аэропорта «Магас» в глазах других авиакомпаний такое поведение пассажиров Ингушетии?
— Естественно, сказывается. Более того, при задержке рейса на время, превышающее три минуты, аэропорту выставляются штрафные санкции. Еще раз повторюсь, задержка рейса возможна по причине неблагоприятных метеоусловий, технических неполадок, либо при возникновении необходимости оказания медицинской помощи пассажиру. Неявка пассажиров вовремя на регистрацию не может быть уважительной причиной для задержки рейса. Что, естественно, сказывается на репутации авиалинии и говорит нашим коллегам со всей России о нас, как о непрофессиональных работниках аэропорта.
— А как должны действовать пассажиры по правилам, за какое время прибывать в аэропорт, чтобы не опоздать на рейс?
— Регистрация открывается за два с половиной часа, заканчивается за сорок минут до вылета рейса, досмотр пассажиров заканчивается за двадцать минут до вылета рейса и посадка на борт воздушного судна заканчивается за 10 минут до вылета рейса. Эти сроки я прошу заучить наизусть всех тех людей, которые предпочитают воздушные пути наземным.
Напоследок, напомним историю с иркутским губернатором Мезенцевым, произошедшую несколько лет назад. Как сообщала газета «Коммерсантъ», глава области собирался лететь в Москву рейсом 748 авиакомпании «Аэрофлот», чтобы принять участие в заседании Президиума Госсовета. Утром того дня господин Мезенцев выступал в Законодательном собрании региона с отчетом по итогам работы областного правительства в 2010 году. Обсуждение затянулось, и спикер Людмила Берлина предложила депутатам «отпустить Дмитрия Федоровича на рейс», а прения продолжить без него. Губернатор счел это некорректным по отношению к депутатам и выразил желание услышать «критику и предложения депутатов лично». В итоге из зала заседаний он вышел позже, чем следовало, и направился не в аэропорт, где в самолете, вылетающем в Москву, уже сидели пассажиры, а в губернаторский зал подписывать соглашение с областным советом профсоюзов.
Три дня спустя в сети началось обсуждение того, что рейс 748 отбыл из Иркутска с опозданием более чем на час. Появилась аудиозапись переговоров между экипажем самолета и наземными службами. Из записи становилось понятно: командир экипажа получил распоряжение от диспетчера отложить вылет. «Подъедет первое лицо, потом будете запускаться»,— сказал он. На это пилот заявил: «А давайте первое лицо поедет на своем личном самолете, а я вожу пассажиров, и у нас рейс регулярный. Пожалуйста, пусть ваше первое лицо не опаздывает на вылет, и тогда оно будет летать с нами». На это диспетчер лаконично ответил: «Передам, а пока ожидайте». Тогда командир корабля сообщил, что он уже закрыл двери и никого на самолет не пустит. «А мы вас не выпустим»,— прозвучало в ответ. «Вызывайте автобус, я в гостиницу»,— парировал пилот.
В итоге, только получив ответ, что задержка рейса согласована с руководством местного представительства «Аэрофлота», пилот согласился дождаться губернатора.
Эта история подняла много шума в Иркутске и весьма отрицательно сказалась на перспективах главы области. Стало быть, в других субъектах России еще шесть лет назад очень строго относились к подобным инцидентам, люди лишались должностей, теряли авторитет, если проявляли такое легкомыслие. Пора и нам научиться чувствовать ответственность за свои поступки, а также уважать друг друга.
Ася ГЕТАГАЗОВА
Газета «Сердало» № 69-70