Депортация

Не имеющее в мире аналогов чудовищное переселение тринадцати народов, негативные последствия насильственного обустройства жизни которых проявляются до сих пор в сфере межнациональных отношений, произошло в 40-50-х годах прошлого столетия. Возвращение репрессированных народов на свою родину сопровождалось острыми противоречиями и трудностями, связанными с неполной территориальной реабилитацией, и явилось причиной нового обострения ситуации в ряде республик Северного Кавказа.
Национально-государственное строительство Ингушетии осуществлялось в тяжелой социально-экономической обстановке. Народу пришлось преодолеть много трудностей в становлении и формировании институтов власти и управления республики, определении форм взаимоотношений с центром, а также с соседними государственными образованиями. Реализация лозунгов национально-государственной политики в автономных областях принесла заметные изменения в быт этих народов, в формирование национального самосознания и повышения культуры. Процесс этот был сорван депортацией ингушей в Казахстан и Киргизию.
31 января 1944 г. Государственный комитет обороны утвердил постановление о выселении ингушей и чеченцев в Казахскую и Киргизскую ССР, тем самым полностью проигнорировав статью 15 Конституции ЧИАССР, которая устанавливала, что «территория ЧИАССР может быть изменена только с согласия ЧИАССР».
В своем телеграфном сообщении Сталину Л. Берия 17.02.1944 г. сообщает, что подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 человек, включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией, и в г. Владикавказе.
В день выселения Л. Берия сообщает Сталину: «Сегодня 23 февраля на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человек».
На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 741 человек, т.е. свыше 20 % подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20023 человека» (Телеграмма № 6051 от 23.II.1944г.). Это неслыханное по своей жестокости преступление против народов было подготовлено Сталиным и Берией, в нем участвовали 19 тыс. офицеров и бойцов НКВД, стянутые из различных областей, значительная часть которых до этого участвовала в операциях по выселению карачаевцев и калмыков.
Товарные вагоны, в которые загоняли людей, совершенно не были приспособлены для перевозки пассажиров. Не было ни ступенек, ни сидений, ни отопления, ни туалета. Вместо окон - маленькие люки. Через щели со всех сторон задувал холодный ветер. Вагоны набивались битком, от 10 до 20 семей в каждый.
А в это время в городах и селах шел массовый грабеж. Вывозилось все: ковры, кинжалы, одежда, именные вещи, драгоценности, а так же книги, рукописи, картины, угоняли скот. Книги и рукописи обливали бензином и сжигали. В огне сгорели редчайшие фолианты древности, прозаические и поэтические сборники писателей Чечено-Ингушетии, фольклорные книги, учебники….
Депортируемые следовали в республики Средней Азии и Казахстан, где уже была отработана своеобразная практика по приему подобного контингента спецпереселенцев.
28 февраля последовал и приказ Народного комиссара внутренних дел Союза ССР (№ 00193) об окончании операции по выселению из Чечено-Ингушетии. В новой обстановке ставилась другая цель – обеспечить порядок и охрану горных районов республики, которой фактически не было, но которая оставалась еще в списке административных единиц СССР и на географических картах.
С целью охраны создавались в срочном порядке оперативно-чекистские группы, действия которых распространялись на крупные горные районы. В апреле 1944 года на одном из закрытых заседаний сессии Верховного Совета СССР было оглашено решение Политбюро ЦК ВКП (б) о переселении калмыков, чеченцев и ингушей как о совершившемся факте. Однако акция эта продолжалась. Она охватила ингушей и чеченцев, уволенных из рядов Красной Армии (после февраля 1944 г.). По фронтам были изданы специальные приказы. В распоряжении, адресованном председателям фильтрационных комиссий, подписанном начальником войск НКВД 3-го Украинского фронта И. Павловым, предлагалось «всех карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев направить в распоряжение отделов спецпоселений НКВД Казахской ССР – в Алма-Ату».
19 мая 1944 г. Чернышов получил сообщение из Главного управления формированиями Красной Армии, что к 10 июня в 33–ой запасной стрелковой бригаде (г. Муром) будет сосредоточена 1 тысяча военнослужащих (сержантов и рядовых) чеченцев, ингушей и карачаевцев. Все они подлежали увольнению из армии. В Костромской области в Галичском и Буйском леспромхозах находились 1183 чеченца, ингуша и карачаевца, из которых, как сообщалось в октябре 1944 года в докладной записке начальника ОСП НКВД СССР Мальцева на имя Чернышова, 955 человек были демобилизованы из Красной Армии.
Всего, по данным ОСП НКВД СССР, среди отозванных с фронта и подлежащих выселению было: офицеров – 710, сержантов – 1696, рядовых – 6488. А в целом в рядах спецпоселенцев (с учетом представителей всех переселенных народов) оказались 5 943 офицера, 20 209 сержантов и 13 069 рядовых. У всех бывших военнослужащих изымались военные билеты, боевые награды, им запрещалось ношение погон, холодного и огнестрельного оружия.
По официальным данным, операция «Чечевица», начавшаяся 23 февраля 1944 г., должна была завершиться в 20-х числах марта.
Однако переселение еще продолжалось. Из Грузинской АССР был депортирован 2741 человек, 21 человек – из Азербайджанской ССР, 121 человек – из Краснодарского края (чеченцев). Численность ингушей, выявленных в соседних с ЧИАССР областях, краях и республиках составила 52 человека. Все они также были депортированы к местам основного расселения контингента ингушей и чеченцев.
По данным НКВД СССР получалось, что всего было отправлено 180 железнодорожных эшелонов, в которых было перевезено 569 729 граждан ингушской и чеченской национальности. За время операции было убито 50 человек. В пути следования умерло 1 272 человека.
Первые эшелоны с переселенцами прибыли на место назначения в середине марта 1944г. Начальник ОСП НКВД СССР П.И. Мальцев докладывал, что из отправленных 180 эшелонов 153 прибыли и разгружены в Казахстане и Киргизии. В Казахстан из запланированных 147 эшелонов прибыло 124 (344 589 чел.), в Киргизию из 33 эшелонов – 28 (75 342 чел.). Более подробные сведения содержатся в справке о ходе перевозок спецконтингента с Орджоникидзевской железной дороги на 11 марта 1944 г., подготовленной заместителем начальника 3-го Управления НКГБ СССР Д.В. Аркадьевым. В этом документе отмечалось, что «было погружено 180 эшелонов, прибыли – 171, в пути – 9. За отчетное время прибыли к месту назначения и разгрузки 468 583 человека: в Джалал-Абадскую область – 24281 человек, в Джамбульскую область – 16 565 человек, в Алма-Атинскую область – 29 089 человек, в Восточно-Казахстанскую область – 34 167 человек, в Южно - Казахстанскую область – 20 808 человек, в Северо-Казахстанскую область – 39 542 человека, в Актюбинскую область – 20 309 человек, Семипалатинскую область – 31 236 человек, Павлодарскую область - 41 230 человек, Карагандинскую область – 37 938 человек. В разных документах содержатся разные количественные данные о переселенцах.
В 1944-1946 годах осуществляется «планомерное заселение» опустевшей Ингушетии. В ту часть бывшей ЧИАССР, которая была присоединена к Северной Осетии, переселялись жители как из самой Северной Осетии, так и осетины из Грузии и Южной Осетии. По разным данным, от 25 до 35 тысяч осетин были переселены из Грузии в бывшую Ингушетию. Переселение шло по «добровольно-принудительной схеме»: каждому осетинскому району, колхозу «спускались» наряд-задания на определенное количество желающих переселиться в «новые районы» семей. Помимо кнута, применялась и политика «пряника» - государство предоставляло в распоряжение переселенцев безвозмездно «казенные» теперь (то есть оставленные ингушами) жилье и скот. Пять лет работы в данном колхозе требовалось для того, чтобы жилье было передано в собственность переселенца, а таковых, желающих жить на нажитом чужими руками, оказалось слишком много.
Как отмечалось в протоколе заседания Президиума ЦК КПСС (№66, п. XXV) от 22 декабря 1956 года, из 24 районов республики 8 полностью и 4 частично отходили Грозненской области, 5 районов – Дагестанской АССР, 5 районов – Северной Осетии. Один полностью и один частично – Грузинской ССР. И далее отмечалось, что в районы, вошедшие в Грозненскую область, было переселено из РСФСР, Украины и Молдавии 78000 человек. На территорию, отошедшую к Дагестанской АССР, переселилось из высокогорных районов республики от 46000 до 61000 горцев (точной цифры нет). Территория, вошедшая в состав Грузинской ССР, оставалась незаселенной.
Одновременно с этими мерами проводилась замена названий ингушских и чеченских районов и селений. 8 мая 1944 года решение по этому вопросу принял Северо-Осетинский обком ВКП (б).
Депортация рассматривалась в качестве одной из мер по ослаблению конфликтов между властью и народами, в первую очередь… Ее считали также эффективным средством ослабления криминогенной обстановки в регионах и разрешения межнациональных споров, что не имело определяющего значения в вопросе о реальных причинах депортации. Органы НКВД намеренно завышали цифры, фабрикуя дела против несуществующих в природе бандитов, тем самым, оправдывая свои действия. Противоречивые цифры - наглядное тому доказательство.
Цифры из сводок НКВД и из сообщения народного комиссара внутренних дел существенно расходятся, документальные данные свидетельствуют о том, что обострение криминогенной обстановки было присуще значительной части регионов страны, а выдвинутые в официальных документах аргументы в обвинениях народов, что горцы сотрудничали с немцами, идет массовое предательство, звучат неубедительно. Бесспорно, эти нелепые, а подчас просто фантастические объяснения причин депортации преследовали одну цель: скрыть истинные причины, завуалировать их. И что неудивительно для атеистического государства, при выселении народов Северного Кавказа не последнюю роль сыграли религиозные факторы. Все депортированные народы Кавказа, кроме немцев и армян Краснодара, исповедуют ислам. Следовательно, конфессиональный признак при выселении народов был не на последнем месте. Недаром Сталин на вопрос зарубежных дипломатов о репрессированных народах цинично ответил, что таким образом советское руководство выполнило вековую мечту этих народов воссоединиться с братьями по вере – мусульманами Средней Азии.
Описывая сталинский стиль работы  В. Раппопорт и Ю.Геллер в своей работе «Измена Родине» пишут: «Сталин уже в 1918 году знал, что действительная виновность не играет роли. Врагами следует объявлять тех, кого сейчас нужно убрать с дороги».
Недостаточность научных, исторических знаний, ориентация на бериевскую «правду», (естественно, других документов, кроме обвинительных, в адрес репрессированных народов и оправдывающих собственное поведение у Берия и Сталина быть не могло) порождают в данном случае необъективные в адрес целых народов утверждения.
Правомерно ли вообще судить о достоинствах, патриотизме, верности Советской Родине наций и народностей по отдельным эпизодам злодеяний, фактам предательства и измены в период войны со стороны отдельных групп, организаций и бандформирований на оккупированной территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, Дона, Кубани, Ставрополья или Северного Кавказа?
Чьими врагами, в таком случае, следует считать солдат 2-й Ударной армии под командованием генерал-лейтенанта Андрея Власова, которые растерзанные и измотанные на нет, брошенные на верную погибель, после двух месяцев голодания сдались в плен немцам, а потом верно им служили и кроме участия в военных действиях против советской Красной армии еще и вели успешную агитационную работу среди советских военнопленных. Как же стоит расценивать создание в 1942 году Русской Освободительной армии в Орле, действия 29-й дивизии в составе войск СС под Брянском, создание батальона «Ост» из 700 солдат и 200 офицеров во главе с Игорем Сахаровым на севере страны, крупный, более 20- тысячный воинский корпус Воскобойникова, действовавший между Орлом и Курском, 15-я литовско-латышская де-визия, 19-я латышская, 20-я эстонская, 14-я украинская дивизия СС, 162-я туркменская дивизия, 30-я белорусская дивизия СС и многие другие. Если по каждому из этих случаев депортировать народы, то в бывшем СССР не осталось бы народов вообще. Депортация имела массу негативных последствий. Она унесла тысячи жизней невинных людей, разрушила семьи, люди гибли целыми селениями, огромный ущерб нанесли генофонду горских народов, жилому фонду. Серьезный урон понесла экономика всего северокавказского региона. Новые поселенцы не оправдали надежд и не реализовали план хозяйственного освоения территории бывшей ЧИАССР. Были заброшены горные селения.
Ингушский народ был подвергнут депортации в то время, когда тысячи его сынов, вместе со всеми советскими народами, не жалея жизни, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, отстаивая честь, свободу и независимость своей Родины.
Посильную помощь оказывали фронту жители республики, собирая деньги, драгоценности, посылая теплую одежду и продукты на фронт защитникам.
Доступ к архивным материалам позволяет сделать вывод во многом о вербальном характере проводимой государственной национальной политики в 20-50 годы, о пренебрежительном отношении к провозглашенному принципу интернационализма, а порой и полном его отрицании или подмене. В этой связи наполняется иным, более достоверным содержанием и вывод, касающийся взаимоотношений между народами Кавказа.
Безусловно, что переселения, носившие принудительный характер со стороны государства, не могли не наносить заметный ущерб политической стороне проблемы: северокавказские народы, строившие свою государственность уже около 20 лет, теряли ее, были разрушены государственные институты. Перестала существовать автономная государственность, ликвидировались административные национальные районы, советы.
Значительный ущерб наносился культуре народов, подвергшихся депортации. На долгое время останавливалось книгоиздательство на языках народов, пришла в упадок сфера народного образования, здравоохранения, перестали функционировать театральные группы и другие творческие коллективы. Утрачивались трудовые навыки и сложившиеся обычаи и традиции народов.
Безусловно, что всем этим процессам необходимо было придать юридическую основу. Практика реализации мер по проведению депортации народов, их устройство в новых местах проживания как раз и позволяет сделать вывод о заметном уклоне в работе правоохранительных органов в сторону ужесточения норм поведения и рамок деятельности спецпереселенцев и заметном ограничении комплекса прав, которыми наделялись спецпереселенцы.
Самостоятельной стороной выступает определение роли и места спецпереселенцев в трудовом процессе, который был связан с вовлечением вынужденно переселенных в трудовую сферу, преодолением зачастую неимоверных трудностей, обусловленных работой спецпереселенцев в совершенно новых, непривычных условиях обитания. Это обусловливало и трудности в адаптации спецпереселенцев. Сферы применения поистине рабского труда спецпереселенцев были обширными, включая добычу угля, золота, лесозаготовку, рыболовство, речное хозяйство, аграрную сферу и в редких случаях, педагогическую деятельность, коммунальное хозяйство.
Участие спецпереселенцев в общественной жизни было ограниченным. Судя по всему, при решении этой задачи все же руководствовались довлеющим в сознании определением контингента спецпереселенцев как «неблагонадежных» членов общества.  И тем не менее сами спецпереселенцы проявили интерес к общественной жизни и приложили максимум усилий для реализации своих способностей.
Бесспорно, что процесс депортации имел и свою альтернативную сторону – реабилитацию. Граждане, подвергавшиеся «наказанию», не могли согласиться с проводимой мерой, распространяемой на весь народ, и обращались в соответствующие ведомства с просьбами о возвращении к прежним местам обитания.
Изменение ситуации в государстве уже в первой половине 50-х годов, выход страны на широкое международное признание и стремление быть в фарватере происходящих демократизационных процессов в мировом масштабе, заставляли по-иному подойти и к оценке той политики, которая проводилась в отношении депортированных народов.
Поставленные в унизительные условия изгоев, спецпереселенцы влачили жалкое существование. Выжить в этих невыносимо трудных условиях, сохранить свое национальное лицо, спасти от гибели культуру и традиции этим народам помог высокий гуманизм, заложенный в национальных культурах народов, их бескорыстная помощь и поддержка, братская солидарность и человеческое сострадание казахов, киргизов и других национальностей.
Изучение как положительных, так и отрицательных сторон этих общественных преобразований показывает, как порой необоснованно допускались меры со стороны партии и государства по отношению к народам, к числу которых относится и депортация.
При восстановлении национально-государственных образований также был допущен ряд грубых ошибок, из-за которых до сих пор сохраняется напряженная обстановка в сфере межнациональных отношений.
24 января 1956 года на заседании Президиума ЦК КПСС (протокол № 60) был рассмотрен проект постановления, в котором указывалось: «Утвердить предлагаемый проект постановления ЦК КПСС о восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов».
Документ включал различные направления жизни подвергшихся репрессиям народов, оценки того, что делалось в плане реабилитации народов и, наконец, постановляющая часть, которая включала указание о восстановлении национальных автономий.
Руководство возлагалось на Комиссию при ЦК КПСС. Она с участием руководителей Астраханской и Грозненской областей, Ставропольского края, Дагестанской, Северо-Осетинской АССР, а также Грузинской ССР, представителей от чеченского  и ингушского населения в месячный срок готовила и вносила в ЦК КПСС предложения о территориальных изменениях Чечено - Ингушской АССР.
Для руководства и организации всей практической работы, связанной с восстановлением и образованием автономных объединений, переселением и хозяйственно-бытовым устройством названных народов, создавались оргкомитеты в составе представителей Президиумов Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР, партийных и советских органов областей, краев и республик, на территории которых образовывались названные автономные объединения, а также соответственно представителей от населения.1
Главное противоречие состояло в том, на какой территории восстанавливать автономию депортированных народов?
Министр внутренних дел СССР Н. Д. Дудоров в своей справке в июне 1956 года пишет: «…Чеченцы и ингуши расселены главным образом в Казахской ССР (355 тысяч) и Киргизской ССР (76 986 человек). Прежняя территория заселена. Восстановление автономии для чеченцев и ингушей в пределах прежней территории является делом трудным и вряд ли осуществимым, так как возвращение чеченцев и ингушей в прежние места жительства неизбежно вызовет целый ряд нежелательных последствий.
Начальник Управления МВД Дементьев также полагал, что размещение на прежней территории чеченцев и ингушей «не представляется возможным».2
В связи с этим можно было бы рассмотреть вопрос о создании для чеченцев и ингушей областной автономии на территории Казахской и Киргизской ССР…».
В конце 1956 года началась постепенная работа по реализации принимаемых ЦК КПСС постановлений и указов Президиума Верховного Совета Союза ССР, государственных органов Российской Федерации. Правда, это не означает, что с начала 1956 года работа в этом направлении не проводилась.
После проведенной подготовительной работы группа специалистов партийных и центральных советских ведомств, представила 16 октября 1956 года на имя А. И. Микояна проект постановления Совета Министров Союза ССР «О восстановлении национальных автономий калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей».3
Они констатировали, что «меры по реабилитации нельзя признать достаточными: они не решают задачи полной реабилитации необоснованно выселенных народов и восстановления их равноправия среди других наций». Отмечалось также, что имеет место отсутствие условий для развития этих народов и их возвращения, восстановления автономии.
В пункте 1 предложенного проекта постановления ЦК КПСС говорится: «Провести в течение 3-4 лет восстановление национальных автономий в форме национальных районов, округов, национальных областей и автономных республик для калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, выселенных с территории бывшей Калмыцкой, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской АССР и Карачаевской АО».4
Безусловно, что относительно каждого из репрессированных народов Северного Кавказа восстановление его автономии в 50-е годы было самостоятельным периодом в истории народа.
Указывалось, что «в связи с ограниченностью территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, где ранее население проживало в стесненных условиях, а также ввиду того, что после выселения ингушей и чеченцев в эти районы прибыло много переселенцев из других областей СССР, в настоящее время возникают большие трудности с расселением, жилищно-бытовым и трудовым устройством всего чечено-ингушского населения в местах прежнего их жительства».5 С учетом сложившейся обстановки рекомендовалось образовать правительственную комиссию, которой поручалось с привлечением представителей местных партийных и советских органов, а также представителей от ингушей и чеченцев изучить вопрос об определении территории для создания Чечено-Ингушской национальной автономии и свои предложения внести в ЦК КПСС и Совет Министров к 1 января 1957 года.
В комплексе вопрос решался на заседании Президиума ЦК КПСС (протокол № 6 п. 25 от 22 декабря 1956 года). Всем членам Президиума была направлена служебная записка за подписью А. Микояна, Н. Беляева (все подписи имеются на документе), в которой Президиум определился по всем основным вопросам национально-государственного устройства людей, подвергшихся депортации. В частности, указывалось, что «при изучении положения чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии работниками аппарата ЦК КПСС рассматривался вопрос о возможности образования Чечено-Ингушского национального объединения на территории их нынешнего проживания. Однако чеченцы и ингуши отнеслись к этому крайне отрицательно». Так, секретарь Дагестанского обкома КПСС Даниялов просил взамен чеченских и ингушских районов передать Дагестану часть территории бывшего Кизлярского округа, имея в виду недостаток земельных угодий в Дагестане и большие трудности с расселением горцев, которые, по его мнению, уйдут из чеченских аулов.
Секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Агкацев выступал против возвращения Чечено-Ингушской АССР районов, переданных Северо-Осетинской АССР, мотивируя это тем, что эти районы заселены главным образом осетинами. В то же время секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС считал, что для расселения чеченцев и ингушей следует отдать прежнюю территорию, а также часть районов Грозненской области, которые ранее не входили в ЧИАССР.
В вышеуказанном протоколе сообщалось также, что «в ЦК КПСС и на заседании комиссии, группа коммунистов - ингушей и чеченцев - просила учесть интересы народа и образовать автономную республику на прежнем месте, в ранее существовавших границах, так как их население ни на какую другую территорию не поедет, а предоставление автономии в любом другом месте будет, по их мнению, неполной реабилитацией этих национальностей».
Излагалось и заявление о том, что «выселять из районов (проживания ингушей и чеченцев) никого не нужно, они будут жить и работать вместе с проживающим там населением».
Проанализировав все имеющиеся предложения, авторы записки сформулировали свои выводы следующим образом:
«1. Восстановить Чечено-Ингушскую АССР в основном в прежних границах, передав ей районы, отошедшие в 1944 году Грозненской области, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР, за исключением Пригородного района Северо-Осетинской АССР (площадь 694 квадратных километра, 13 тысяч га посевных площадей), что явилось нарушением прав и территориальной целостности ингушей. Район, по мнению членов комиссии призван был сыграть большую роль в обеспечении города Владикавказа продуктами сельского хозяйства. А необходимость в продуктах или в чем либо еще, для возвращающихся из депортации члены комиссии видимо не учитывали. Надо полагать у них такой необходимости не было.
В документе также предлагалось включить в состав ЧИАССР притеречные районы Грозненской области: Наурский, Шелковской, Каргалинский. Признавалось необходимым восстановление национальной автономии ингушского и чеченского народов, рекомендовалось установить границы и административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР, утвердить Организационный комитет, на который возложить впредь до выборов Верховного Совета АССР руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики. Таким образом, был определен своеобразный порядок восстановления автономной государственности чеченского и ингушского народов. Указ Президиума ВС РСФСР более четко конкретизировал меры по восстановлению автономии ингушей и чеченцев «в целях создания необходимых условий для национального развития»…и указывал, что восстанавливается ЧИАССР с центром в городе Грозном.
В Указе были конкретно определены и составляющие административно-территориальные районы республики: город Грозный, Грозненский, Гудермесский, Каргалинский, Красноармейский, Междуреченский, Надтеречный, Новосельский, Наурский, Советский, Сунженский, Шелковской.
Грозненская область упразднялась, районы ее Караногайский, Кизлярский, Красновский, Тарумовский и город Кизляр передавались в состав Дагестанской АССР, Ачикулакский и Каясумовский районы – в состав Ставропольского края.6
11 января 1957 года Президиум ВС СССР в связи с восстановлением ЧИАССР утвердил Указ и Постановление Президиума ВС Грузинской ССР и Президиума ВС РСФСР о передаче части территорий Душетского и Казбегского районов из состава Грузинской ССР в состав РСФСР и восстановление таким образом существовавшей до 7 марта 1944 года границы между этими союзными республиками.7 Рекомендовалось также внесение соответствующих изменений и дополнений в Статью 22 Конституции СССР.8
Своеобразный итог преобразования в плане восстановления автономии репрессированных народов был обнародован в докладе Секретаря Президиума ВС СССР депутата А. Ф. Горкина. Докладчик констатировал восстановление национальной автономии и обеспечение тем самым условий для всестороннего развития экономики и культуры этих национальностей; отмену запрещений лицам этих национальностей возвращаться на прежнее местожительство.
Таким образом, провозглашались принятыми указы о восстановлении ЧИАССР в составе РСФСР, о преобразовании Кабардинской АССР в КБ АССР, о преобразовании Черкесской АО в Карачаево-Черкесскую АО, об образовании Калмыцкой АО в составе РСФСР.
Были одновременно утверждены и организационные комитеты в автономиях до выборов руководящих советских органов.
Несомненно, что реализация этих мер требовала времени, большой организационной работы для проведения всего комплекса мероприятий по возвращению спецпереселенцев. Особенно трудно эта работа протекала в ЧИАССР из-за нехватки земель. Все мероприятия по восстановлению автономии народов предлагалось провести в 1957 – 1960 годах.
В целях решения проблемы, связанной с нехваткой земель, председатель Госплана ЧИАССР А. Платонов предлагал в плановый отдел Совета Министров РСФСР (8 апреля 1957 год) пересмотреть установленные границы ЧИАССР и увеличить ее территорию за счет присоединения к ней Пригородного района СО АССР, а также Каясулинского, Ачикулакского, Караногайского районов бывшей Грозненской области, непосредственно прилегающих к ЧИАССР. Эта территория включала 529 тысяч га и пашни 122 тысячи га.9Данное предложение не было поддержано.
К территории ЧИАССР присоединялись отторгнутые от Ставропольского края Каргалинский, шелковской, Наурский районы, площадью около 4 тысяч квадратных километров на основании упоминавшегося Указа Президиума ВС СССР от 9 января 1957 года «О восстановлении ЧИАССР и упразднении Грозненской области».10 Бесспорно, это было неправомерное решение, поскольку оно не решало ингушскую проблему, по предположению осетинских ученых, эти районы передавались якобы взамен ингушского Пригородного района. Но ни один ингуш там не поселился. Эти районы находились чересполосно от Ингушетии на расстоянии 60-200 километров и ингуши там никогда не жили и не живут. Территория самой Чечни по сравнению с 1934 годом увеличилась на 447,5 тыс. гектаров, а по сравнению с 1923 годом на 633 тыс.гектаров.11 Упразднялась Грозненская область. Ее районы Крайновский, Кизлярский, Тарумовский, Караногайский и город Кизляр передавались Дагестанской АССР, Ачикулакский и Каясулинский районы – Ставропольскому краю.
Территория, на которой до выселения проживало 46% ингушского населения при восстановлении ЧИАССР, вопреки его протестам оставлена в составе Северной Осетии.
…Люди стали возвращаться в родные места, к могилам предков, занимать свои пустующие дома или выкупать их у новых хозяев, а то и строить невдалеке новые. Это вызвало переполох осетинского руководства и пошли по республике секретные письма и циркуляры.
Общее руководство переселением в стране осуществляло Главное управление переселения и организационного набора рабочих при Совете Министров СССР. По его отчетам, за 1957 год в Чечено-Ингушскую республику возвратились 56 992 семьи, в Дагестанскую – 2 274 семьи, в Северо-Осетинскую – 1 099 семей14 - 8 тысяч человек из 30 тысяч 334 выселенцев в 1944 году.
В Казахской и Киргизской республиках оставались еще 56 тысяч человек, из них: чеченцев – 34 тысячи человек, ингушей - 22 тысячи человек.

1. ГАРФ. Ф. Р. 7523. Оп. 107. Д. 234. Л. 85.
2. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 17 мая 1991 года № 468-р. см: Реабилитация народов России. Сборник документов. Москва. 2000. С.79.
3. Богатырев Б.Б. Россия и ингушский вопрос. (Как это было). 2000. С.3.
4. Там же. С. 10.
5. Там же. С. 121-122.
6. Бугай Н. Ф., Гонов А. Н. Кавказ: народы в эшелонах. Москва. 1998. С. 108-109.
7. ГАРФ, Ф.Р.7525. Оп. 75. Д. 310. Л. 25.
8. Там же.
9. Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Москва. 1994. С. 213-214.
10. ГАРФ, Ф.Р. - 518, оп. 1. Д. 77. Л. 44.
11. Богатырев Б. Россия и ингушский вопрос. 2000. С. 26.
12. Влияние депортации на этнический облик ингушского народа. Ингушетия. 8 февраля 1997 года. № 8 (467).
13. Белозерцев С., Механика смерти. Книга 1. Москва. 1994. С. 21.
14. Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Москва. 1994. С. 218-219.

Ещё новости о событии:

Грузия - это единственная республика СССР, которая вернула чужие земли, "подаренные" ей Сталиным.
01:30 25.02.2012 MagasTimes.Com - Магас
Шествие началось перед зданием недействующего посольства России в Грузии, а закончилось перед зданием посольства ООН, передает «Кавказский узел».
02:58 24.02.2012 Ingushetiya.Eu - Магас
Не имеющее в мире аналогов чудовищное переселение тринадцати народов, негативные последствия насильственного обустройства жизни которых проявляются до
12:33 23.02.2012 Газета Ингушетия - Магас
Уважаемые соотечественники!
10:42 23.02.2012 Республика Ингушетия - Магас
В Республике   прошло  мероприятие, приуроченное к 68-й годовщине со дня депортации ингушского народа в Среднюю Азию и Казахстан.
00:21 23.02.2012 Комитет по делам молодежи - Магас
Уважаемые соотечественники! Сегодня мы все отмечаем одну из самых памятных дат в нелегкой истории ингушского народа.
18:26 22.02.2012 Министерство по внешним связям - Магас
Конкурс «Урок на тему: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» был объявлен в январе текущего года.
12:09 22.02.2012 Правительство Республики Ингушетия - Магас
В этом году исполняется 68-я годовщина депортации ингушского народа.
23:57 21.02.2012 Galga.Ru - Магас
Трагедия депортации ингушей стала одной из самых страшных страниц в истории ингушского народа.
18:03 21.02.2012 Администрация г. Магас - Магас
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка живописи и графики, посвященная 68-годовщине депортации ингуш
05:51 21.02.2012 Ingush.tv - Магас
  Репрессированные народы оказались жертвами, потому что Сталин приговорил их к «наказанию» не по причине предательства и других приписанных им «пр
23:34 20.02.2012 Ri-Online.Ru - Магас
68 лет назад, 23 февраля 1944 года ингуши и чеченцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
23:33 20.02.2012 IngNews.Ru - Магас
68 лет назад, 23 февраля 1944 года ингуши и чеченцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
23:33 20.02.2012 Galga.Ru - Магас
 
По теме
Немецкие силовые ведомства, в том числе МВД, опасаются, что с нарастающим притоком беженцев из Чечни в Германию проникнут радикальные исламисты, которые с территории ФРГ будут готовить теракты, сообщает Deutsche Welle.
Михаил Полторанин…  В 90-е годы прошлого века это имя не сходило со страниц печатных СМИ, его лицо регулярно мелькало на экранах телевизоров.
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
Газета Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор