5.08.2013 г. на сайте http://versia.ru неким Русланом Горевым опубликована статья под названием «Местечковый сепаратизм», в которой автор делает попытки анализа территориальных споров между субъектами Российской Федерации. Сообщается, что в России тлеет около 30 территориальных конфликтов, и самым непредсказуемым из которых автор называет территориальный конфликт между Ингушетией и Чечней. Хочется сразу огорошить специалиста по территориальным конфликтам – между Чечней и Ингушетией никогда не было территориальных конфликтов и быть не может. Есть некоторые разногласия по поводу административного разграничения двух соседних субъектов Российской Федерации, населенных двумя братскими народами, но эти хозяйственные споры никак не могут быть отнесены к конфликту.
Проблема административной границы возникла после распада Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики на два отдельных субъекта – суверенную, как тогда было заявлено, Чеченскую Республику Ичкерия и Республику Ингушетия в составе Российской Федерации. После чего на протяжении более 20 лет оба субъекта развивались без определения административно-хозяйственных границ. Сложилось так, что негласно со стороны руководств обеих республик, как в годы суверенитета Чечни, так и после возвращения ее в правовое поле Российской Федерации, административная граница носила условный характер и проходила между населенными пунктами, в которых исторически проживали ингуши и чеченцы.
Принимая во внимание, что назрела необходимость официального административно-территориального разграничения территорий двух субъектов, главами Чечни и Ингушетии была начата процедура определения административной границы. Для чего с каждой стороны были созданы специальные комиссии. Естественно, что в своей работе, комиссии пользовались своими доводами и историческими фактами, свидетельствующими в пользу той или иной стороны. В процессе рабочих встреч и согласительных консультаций возникали споры и диспуты, которые проходили в рамках закона и права. Бывали, конечно, моменты, когда эмоции немного обостряли отношения, но это нормальный рабочий процесс, особенно если учитывать тот факт, что вопрос касается территориального разграничения. Иногда мы являемся свидетелями жарких споров даже в Государственной Думе, когда чересчур эмоциональные депутаты разных партий и фракций пытаются отстоять свою точку зрения, но при этом никто не пытается говорить, что парламентский спор может перейти в вооруженное противостояние между двумя партиями.
Также и в этом случае. Участниками комиссий по определению административной границы между Ингушетией и Чечней являются представители парламентов обоих субъектов, историки, ученые, представители старейшин, которые никогда не позволят перейти спору в конфликт между двумя братскими народами.
Руслан Горевой считает, что при последнем разделе Чечено-Ингушской АССР были допущены грубые ошибки в проведении границы между республиками и в составе Малгобекского и Сунженского районов Ингушетии оказалась значительная часть территории, относившейся к Чечне до 1934 года, когда Чеченская и Ингушская АССР были объединены в первый раз. Ошибкой как раз была передача исконно ингушской земли в составе Сунженского казачьего округа Чеченской Республике в 1929 г., которыми последняя владела в результате этого несправедливого акта Советского руководства на протяжении всего 5 лет, после чего Чечня и Ингушетия были объединены.
Хотелось бы предостеречь Руслана Горевого и ему подобных знатоков территориальных конфликтов от публикации непроверенной информации, т.к. она как раз и подливает масла в огонь территориальных дискуссий.
Также нельзя не обратить внимание на историей с неким Завгаевым, нефтяной вышкой и блок-постом. Нет смысла ее пересказывать здесь, но можно точно сказать, что пора выпустить книгу под названием «Сказки народов России об ингушской истории и ингушах». Там самое место статье Горевого.