Он умел говорить и петь голосом наших предков

1 июля ингушскому актеру театра и кино, народному артисту РИ Руслану Хамитовичу Наурбиеву исполнилось бы 63 года

До  своего полувекового юбилея он  не  дожил всего два месяца и  ушел от  нас в  полном расцвете сил. «Не  могу на  жизнь смотреть безразличными глазами, и  оттого у  меня сердце так жалобно ноет»,  — часто повторял он  в  последние годы своей жизни. Но  в  один момент это благородное сердце перестало биться  — инсульт...

Родился Руслан в  далеком Казахстане в  1955  году, когда наш народ всё ещё пребывал в  высылке. Свой профессиональный путь на  сцене будущий актер начал в  1978 году после окончания класса народного артиста СССР, профессора В.  В.  Меркурьева в  Ленинградском государственном институте театра, музыки и  кинематографии.

Но  ещё будучи студентом института, Руслан начал сниматься в  кино. Его дебютом на  экране стала роль рядового Наурбиева в  фильме «Ошибки юности», снятом на  киностудии «Ленфильм».

В  начале 80-х в  Чечено-Ингушском государственном драмтеатре имени Х.  Нурадилова Русланом Наурбиевым были созданы блестящие образы в  спектаклях отечественных и  зарубежных драматургов. Но  особо хочется сказать о  роли Ляпкина-Тяпкина в  гоголевском «Ревизоре», которая получила высокую оценку критиков и  зрителей в  Москве и  на  Всесоюзном фестивале чеховской драматургии в  Таганроге в  1985  году, сделав его дипломантом и  лауреатом премии Ленинского комсомола.

Особенно много и  плодотворно артист работал в  последние годы. Зрителям хорошо запомнились его роли в  художественных фильмах «Последняя осень», «За  кулисами», «Оперативный псевдоним», «Дом дураков», «Марш Турецкого» и  многие другие содержательные образы артиста.

Но  самыми удачными среди всех остальных сам Руслан считал роли телохранителя в  фильме «Приходи свободным», Аламбека в  «Людоеде», генерала в  «Черном клоуне» и  Фархада в  фильме «Мужской талисман». Хотя, по  мнению многих известных кинокритиков, одной из  самых удачных и  пронзительных актерских работ мастера стало его участие в  фильме Игоря Талпы «Ахиллесова пята», снятом в  2000  году, где Наурбиев сыграл чеченского полевого командира, вынужденного удерживать заложников.

Также на  экраны советского, а  затем и  российского кинопроката с  участием Руслана Наурбиева в  разное время выходили фильмы известных отечественных режиссеров: «Кодекс чести», «Сармат», «Время жестоких», «Черная богиня», «Джоконда на  асфальте» и  другие, которые имели заслуженный успех у  зрителей.

Но, как мы  знаем, кроме актерского мастерства, Наурбиев обладал уникальным тембром голоса. Он  жил полнокровной насыщенной жизнью и  умел говорить и  петь особым голосом  — голосом наших предков, голосом ингушского народа, идущим из  глубины веков. Как истинный знаток родной речи и  музыкального фольклора, Руслан Наурбиев был превосходным исполнителем национальных песен. Его проникновенная интонация, неизменный артистизм и  безграничное обаяние с  присущей только ему харизмой принесли артисту любовь и  признание зрителей не  только у  себя на  родине, но  и  далеко за  её  пределами. Знаменитую песню «Доттаг1а» («Другу») никто не  исполнит так проникновенно, как  он! В  свое время Руслан Наурбиев посвятил её  своему другу, которого так скоропостижно забрала земля.

Вспоминая своего близкого друга и  соратника, другой не  менее известный ингушский актер и  режиссер Мустафа Беков говорит: «Мы, ингуши, рожденные в  депортации, вскормленные родителями, испытавшими на  себе  — без всякой вины  — жестокость репрессий со  стороны страны, которую всегда считали своей родиной и  никогда не  предавали, впитали с  молоком матери обостренное чувство справедливости, отсюда вместо озлобленности появилась потребность сочувствия, сопереживания чужому горю. И  это в  принципе достаточно простое, практически библейское миропонимание в  особенности было присуще Руслану. Он  был добрым, добрее всех остальных».

Мустафа и  Руслан были знакомы с  юношеских лет. И  оба мечтали об  ингушском театре. Поработав в  различных русских театрах и  набравшись опыта, Мустафа приехал в  Грозный, в  Чечено-Ингушский театр, с  целью осуществить общую мечту актеров.

К  этому времени Руслан Наурбиев уже был дипломантом Всесоюзного фестиваля чеховской драматургии, кавалером ордена «Знак Почета» и  наслаждался творческой работой, в  которой видел весь смысл своего существования. Надо сказать, что тогда (в  начале 80-х) к  идее создания ингушского национального театра руководство Чечено-Ингушетии, да  и  Москва отнеслись достаточно враждебно. Дело в  том, что до  этого периода в  Чечено-Ингушском театре не  было спектаклей на  ингушском языке. Было дискриминировано право целого народа на  реализацию своих культурных потребностей, и  стремление отдельных актеров к  созданию такого театра рассматривалось как акт сепаратизма или приравнивалось к  попытке раскола культурного учреждения.

Ингушской драматургии, можно сказать, практически не  существовало, а  некоторые пьесы, написанные ингушскими писателями, выполняли идеологический заказ и  «активно боролись с  предрассудками мрачного прошлого». Но, тем не  менее, вместе с  Яковом Голяковым Мустафе Бекову удалось инсценировать роман Ахмета Бокова «Сыновья Беки» и  осуществить постановку. Руслан Наурбиев в  этом спектакле сыграл блестяще в  двух ролях. Действо это, по  существу, показывало тяжелую жизнь ингушей под произволом казачества и  наглядно демонстрировало использование большевиками этой ситуации для втягивания ингушей в  свои кровавые игры.

Как и  следовало ожидать, в  конечном итоге спектакль запретили. Началась изнурительная борьба, и  в  этой борьбе Руслан не  предавал и  не  продавал свои идеалы. Не  все смогли устоять, но  только Наурбиев Руслан остался в  списке тех, кто беззаветно верил в  светлое будущее ингушской культуры.

В  1988 году наперекор всем интригам впервые в  истории ингушского народа был создан Ингушский государственный драматический театр. Но  спустя три года его ликвидировали. Затем произошли события, о  которых мы  хорошо знаем. Сам Совет министров ЧИАССР, который издал постановление об  упразднении нового театра, просуществовал после принятия такого решения всего несколько дней. А  в  1994-м здание, где размещалась ингушская студия театра, вообще было разбомблено, а  имущество уничтожено.

Сразу  же после начала военных действий в  Чечне, основная часть актеров ингушского театра перебралась в  Назрань и  на  первых порах влачила здесь жалкое существование. Руслан Наурбиев вместе со  своим другом Ибрагимом Бековым и  Тамарой Яндиевой, а  также ингушским композитором и  певцом Тимуром Дзейтовым переехали в  Москву и  создали в  культурном центре при Ингушском представительстве вокально-инструментальную группу «Лоам», что в  переводе на  русский язык означает «гора». Эта студийная группа со  дня своего основания пользуется большой популярностью как в  Ингушетии, так и  за  её  пределами.

Руслан Хамитович был, кроме всего прочего, и  активным организатором и  часто возлагал на  себя общественные нагрузки. Более десяти лет он  являлся руководителем Ингушского культурного центра при Постоянном представительстве  РИ в  Москве, организатором и  участником культурной жизни многочисленной ингушской и  чеченской диаспоры. Руководство страны высоко оценило заслуги артиста перед Родиной. Заслуженный артист  РФ, лауреат премии Ленинского комсомола ЧИАССР, Руслан Наурбиев гордо носил звание народного артиста Ингушетии и  всего себя без остатка посвятил своему народу.

Спустя два года после его смерти, в  апреле 2007  года, в  Московском Доме кино прошел вечер памяти, посвященный известному ингушскому актеру и  певцу Руслану Наурбиеву. На  мероприятии присутствовали известные артисты российской и  вайнахской эстрады, которые были близко знакомы с  Наурбиевым. На  памятном вечере выступили также Ефрем Амирамов, Григорий Лепс и  Вячеслав Ольховский.

Памятные монологи выступающих сводились к  тому, что Руслан любил друзей больше себя, а  искусство  — больше всего. А  жизнь этого замечательного человека была построена так, что его любили все, кто имел счастье мало или много прикоснуться к  его непростой, но  очень ёмкой и  богатой судьбе.

Мадина Оздоева
 
По теме
Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» дал старт творческому конкурсу «Мы этой памяти верны», посвященному незабываемому подвигу солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны — битве за Ржев.
Историки реставрационной компании «АСМ Групп» обнаружили авторские чертежи каменных оборонительных башен Назрановской крепости, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры