​КАВКАЗ НА КИНОПЛЕНКЕ НИКОЛАЯ МИНЕРВИНА

​КАВКАЗ НА КИНОПЛЕНКЕ НИКОЛАЯ МИНЕРВИНА
Фото: serdalo.ru

С известным киноведом Григорием Гибертом я познакомился на Втором международном научном форуме «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия». На этом форуме, который проводил нынешней осенью в Геленджике Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Григорий Григорьевич стал одной из заметных фигур. Заслуженный работник культуры России и Республики Адыгея, член Союза кинематографистов России, профессор кафедры телевидения и радиовещания Краснодарского госуниверситета культуры и искусств, он представлял документальный фильм талантливого кубанского кинематографиста Валерия Тимощенко «Потерянный мир». Этот фильм повествует о судьбе уникального человека Николая Львовича Минервина, чье имя могло бы войти в историю мирового кинематографа наравне с его зачинателями и первопроходцами, однако надолго кануло в забытье...

О НИКОЛАЕ Минервине, запечатлевшем на кинопленку дореволюционный Кавказ, о превратностях российского кино мы беседовали с Г.Г. Гибертом на следующий день после презентации фильма «Потерянный мир». И разговор Григорий Григорьевич начал с упоминания извечных бед российских:

— Я постоянно говорю о том, что если бы мы все не жили по принципу русского «авось», то, может быть, центром и родиной кинематографа была бы Россия. В 1894 году фотограф Самарский в городе Екатеринодаре (сегодня это Краснодар) впервые снял фильм на свою пленку. Но, к сожалению, это оказалось никому не нужно. Самарский даже не запатентовал свое изобретение, а буквально через несколько месяцев, в 1895 году, в Париже братья Люмьер показали свои «движущиеся фотографии», положив начало эпохе «синематографа».

К сожалению, мы часто предстаем в роли «иванов, непомнящих родства», забывая о наших соотечественниках, которые сумели чего-то добиться, и полагая, что все самое лучшее было создано где-то там, за границей… Одним из таких забытых нами людей является Николай Львович Минервин – уникальнейшая во всех отношениях личность. Только в наши дни замечательному кинематографисту В.Г. Тимощенко (он, кстати, секретарь Союза кинематографистов России) удалось снять фильм об этом человеке, использовав в нем найденные им уникальнейшие кадры, принадлежащие Минервину. В этих кадрах перед нами предстает Кавказ дореволюционный.

Главное достоинство фильма «Потерянный мир» – ощущение авторской интонации. Валерий, кстати, читает и закадровый текст. Читает так, словно рассказывает об очень близком и дорогом лично ему человеке. Эта интонация уважения и любви передается и нам, зрителям.

Говоря о Минервине, нам придется очень часто употреблять слово «впервые». Минервин впервые снимает кино в движении. Он первый в 1910 году ставит камеру на тендер едущего паровоза и запечатлевает таким образом пейзажи вдоль дороги Екатеринодар — Ростов. Именно он впервые устанавливает камеру на аэроплан. Когда в Екатеринодар в 1916 году прибыл император Николай Первый, то от вокзала он ехал на трамвае. Минервин, уж не знаю, каким способом, тоже оказался в этом вагоне со своей кинокамерой. Он снимает высоких пассажиров трамвая, а через окно успевает заснять движущийся почетный казачий эскорт. Минервин впервые употребляет крупные планы. Конечно, не те крупные планы, к которым мы привыкли, но хотя бы поясные. Он намеренно прибегает к панорамированию, которое в то время считалось техническим браком, словно пытаясь сохранить для нас лица ушедшего мира. Тут надо заметить, что ведь первое дореволюционное хроникальное кино вовсе не интересовали обыкновенные люди, чьи образы дошли до нас, благодаря Минервину. В то время, когда все снимали только императора и членов императорской семьи, он делает совершенно фантастическую вещь, обращая свой взор на простой народ и его обыденную жизнь. В Кисловодске он снимает девочку, переходящую через дорогу. В ресторане запечатлевает на пленке бытовую картинку, когда дама устраивает сцену своему кавалеру и покидает зал. Минервина интересуют люди, их связь со временем. Отправляясь в 1908 году на вершину Эльбруса, по дороге он снимает местных горцев-карачаевцев, их лица, быт, знакомится с их повседневными делами и заботами. Повторю, все это кинематограф той поры не интересовало.

Существует легенда, что в горах Карачая Минервин повстречал отшельника монаха-имяславца, приверженца осужденного позже Священным Синодом течения в христианстве. Монах спросил у молодого человека, чем он занимается. «Я создаю своим аппаратом иллюзию», — ответил юноша. «Будь осторожен, — предостерег его отшельник. – Наш мир и так иллюзорен. А ты создаешь иллюзию самой иллюзии. Все, что ты делаешь, может мгновенно разрушиться и уйти как дым...»

— И этому печальному пророчеству однажды было суждено сбыться...

— Многим позже, в 60-е годы прошлого века, сын Минервина, известный когда-то геолог, оказавшийся в ту пору в тяжелейшей жизненной ситуации, пытался продать уникальный архив своего отца, хранившийся в его московской квартире. Он обивал пороги кабинетов чиновников разных рангов, но кого могли заинтересовать в то время кадры давно канувшей в вечность эпохи? Впав в отчаяние, в один из трагических дней он бросил горящую спичку, и яуфы с кинопленкой обратились в пепел...

— Знакомясь с биографией Николая Минервина, поневоле обращаешь внимание на тот факт, что он был очень молод, когда впервые взял в руки кинокамеру, но это не помешало ему в подробностях запечатлеть все, что происходило вокруг. Что это? Юношеская жажда жизни или какое-то особое видение мира?

— Минервину действительно было всего лишь 19 лет, когда кинематограф полностью увлек его. И отвечая на ваш вопрос, я хочу поделиться собственным ощущением. Мне кажется, что как человек, тонко чувствующий, он подспудно понимал, что Россия стоит на пределе и оттого так жадно вглядывался в уходящую эпоху, отмечая какие-то незаметные другим, но яркие и выразительные детали. Люди, чьи лица мы видим на чудом сохранившихся обрывках минервинских кинолент, словно шлют нам привет из прошлого, говорят ныне живущим: посмотрите на нас, ведь мы тоже были...

Кстати, первых зрителей волновало совсем не то, что волнует нас. Когда я показываю своим студентам один из первых фильмов «Кормление ребенка» и спрашиваю, что они видят, в ответ всегда слышу общее описание мизансцены. Читая же воспоминания тех, кто был на первых сеансах, я с удивлением узнал, что их потрясали даже не персонажи, находящиеся в кадре, их современники, а второй план, где под дуновением ветерка колышутся листья на деревьях...

Николай Львович родился 19 мая 1884 года в Балахне в семье учителя. В 1906 году он окончил гимназию, затем учился в Одессе, перевелся в Санкт-Петербургский университет. Денежные затруднения не позволили ему закончить учебу, и в эти годы он увлеченно отдается фотографии и киносъемке. В замечательной книге В. Вишневского «Докуметальные фильмы дореволюционной России» имя Минервина упоминается 40 раз! Представьте себе, 40 фильмов, среди которых и официальная хроника, и сатира времен Первой мировой войны, и природа Кавказа, и различные происшествия и катаклизмы. Вот только названия некоторых из них: «Джигитовка черкесов в присутствии наместника на Кавказе Воронцова-Дашкова (1909), «Пребывание Его Императорского Величества в Екатеринодаре» (1915), «День воздушного флота в Екатеринодаре» (1912), «Освящение знамени екатеринодарских армян-дружинников перед отправлением на турецкую границу 14 декабря» (1914), «Бомбардировка Новороссийска турецкими крейсерами «Гамидие», «Бреслау», «Виды Кавказа» (1912), «Главный Кавказский хребет» (1912), «Черкесская свадьба в ауле Тугурбай в Кубанской области» (1909), «Черноморское побережье и Новороссийск» (1914), «Чудовищная катастрофа 26 февраля в Приморско-Ахтырской станице на Есенской и Очуевской косе, 1000 человек жертв» (1914).

На Всемирной выставке искусств и этнографии, проходившей в Риме в 1911 году, работы Минервина удостаиваются Большой Золотой медали. Спустя два года его приглашает на работу в Москву Ханжонков. В столице Николай Львович вскоре открывает собственную киностудию «Минерва» и предпринимает попытки снимать художественное кино. Он обращается к скандальной теме – убийству Григория Распутина. Этот фильм упоминается в «Летописи российского кино (1863-1929 гг.)», изданной в 2004 году.

Известно, что в 20-е годы Николаю Минервину припомнили его дворянское происхождение. Он был арестован ЧК и вышел на свободу только через год, после многочисленных обращений к Дзержинскому работников товарищества «Минерва». С тех пор он больше ничего не снимал, уйдя в изобретательство и став со временем обладателем более двух сотен патентов. Его изобретения были связаны с фотохимией кинопроизводства, киносветотехникой и оптикой, оформлением и кинорекламой. Николай Львович предложил способ проецировать изображение на облаках, был увлечен идеями создания цветного и панорамного кино, изобрел машину для восстановления старой кинопленки. 2 августа 1959 года он ушел из жизни, долгое время проработав в Министерстве культуры СССР и в управлении культуры Мосгорисполкома.

— Григорий Григорьевич, и в заключение нашей беседы… Все-таки очень интересно, как были найдены те уникальные кадры, снятые Минервиным, которые вошли в фильм «Потерянный мир»?

— Заслуга в этом полностью принадлежит режиссеру Валерию Тимощенко. Именно он вернул нам имя первопроходца кино на Кубани. Валера много работает в архивах. Знаю, что еще в юности ему попался фильм Николая Минервина «Екатеринодар зимой» (1913). Позже настойчивые поиски привели его в Париж… До сей поры корит он себя за то, что в годы учебы во ВГИКе не разыскал в Москве сына Минервина и не спас сожженный позже архив – от общежития, где жил Валерий, до дома Николая Львовича было всего несколько остановок… О Минервине режиссер может рассказывать часами. И созданный им фильм – это, прежде всего, желание поделиться со зрителем своим уважением и любовью к этому человеку, чья удивительная и трагическая судьба не могла оставить его равнодушным.

Мне бы очень хотелось, чтобы дореволюционный Кавказ, запечатленный на пленке Николая Минервина, увидели и зрители в Ингушетии. С удовольствием приехал бы в вашу республику, чтобы познакомить ингушского зрителя и с творчеством нашего талантливого современника – режиссера Валерия Тимощенко.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: Г. Г. Гиберт – киновед, профессор кафедры телевидения и радиовещания Краснодарского госуниверситета культуры

и искусств

Фото автора

«Сердало» № 181-182

 
По теме
Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» дал старт творческому конкурсу «Мы этой памяти верны», посвященному незабываемому подвигу солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны — битве за Ржев.
Историки реставрационной компании «АСМ Групп» обнаружили авторские чертежи каменных оборонительных башен Назрановской крепости, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
Махмуд-Али Калиматов поздравил военнослужащих и ветеранов управления войск национальной гвардии по региону с профессиональным праздником, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования