Культурное строительство

Переход к строительству коммунистического общества и проблема воспитания нового человека, строителя коммунизма, предъявляют высокие требования к дальнейшему развитию социалистической культуры, особенно народного образования.

Общеобразовательная и высшая школы отставали от требований времени, имели серьезные недостатки, которые выражались прежде всего в известном отрыве обучения от жизни, в недостаточной подготовленности к практической деятельности оканчивающих школу. В этой связи в 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». В этом законе, а затем и в Программе КПСС свое дальнейшее развитие получили указания В. И. Ленина о трудовом, политехническом и производственном обучении подрастающего поколения.

Партийные организации республики проделали значительную работу по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, обеспечению своевременного выполнения планов школьного строительства.

Сеть существующих школ была пересмотрена. Увеличилось число восьмилетних школ. В 1959/60 учебном году их было 16, а к 1964/65 стало 213. За семилетие было открыто 75 общеобразовательных школ.

В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959 —1965 гг.» и «Об организации школ с продленным днем» Совет Министров и райисполкомы, обком и райкомы КПСС Чечено-Ингушетии поддержали инициативу колхозов и совхозов по строительству школ своими силами, с учетом экономической базы хозяйства и его финансового состояния. В 1964/65 учебном году было построено несколько школ на 9350 мест. Численность учащихся выросла в 2,4 раза. В 558 дневных общеобразовательных, вечерних школах рабочей и сельской молодежи в конце семилетки обучалось 240 тысяч человек.

Однако в ходе осуществления закона «Об укреплении связи школы с жизнью» выявилась нецелесообразность 11-летнего обучения. Поэтому ЦК КПСС и Совет Министров СССР в августе 1964 года приняли постановление о сокращении срока обучения в средних школах на один год.

Важную роль играют вечерние и заочные школы, в которых городская и сельская молодежь обучается без отрыва от производства. Уже в первые годы семилетки в республиканской заочной средней школе обучалось 1300 человек, а к началу 1966 года учащихся в ней стало около 3 тысяч, из них 585 чеченок и ингушек.

Расширилась сеть школ-интернатов. Особенно важное значение в условиях Чечено-Ингушетии имели школы-интернаты для девушек-горянок. В 1959/60 учебном году школьным обучением было охвачено 21 846 чеченок и ингушек, а в 1965/66 — 67 183.

Значительно укрепилась учебно-лабораторная база школ. В создании и оборудовании мастерских большую помощь школам республики оказали промышленные предприятия, МТС колхозы и совхозы.

Многое было сделано по укреплению связи обучения с общественно полезным трудом. Занятия в мастерских, работа на полях колхозов и совхозов, на пришкольных участках положительно сказались на воспитании у учащихся любви к труду. В 1959 году в республике было 110 ученических производственных бригад с 5300 учащимися. К концу семилетки бригад стало 232.

В борьбе за улучшение учебно-воспитательной работы в школах 716 педагогов республики добились полной успеваемости учащихся в своих классах.

Большое значение в формировании у учащихся научного мировоззрения и в усвоении основ политических знаний имело введение в 1962/63 учебном году в выпускных классах средних школ нового предмета — обществоведения.

Улучшилось комплектование школ квалифицированными кадрами учителей. Если в первые годы семилетки в республике было 5369 учителей, то в 1965/66 учебном году их стало 10 439.

В 1965 году в школы республики влился большой отряд молодых учителей — 1620 человек, из них 658 прибыли из других областей и краев Российской Федерации.

Отеческой заботой окружен советский учитель в нашей стране. Новым проявлением этой заботы явился закон о повышении заработной платы работникам просвещения, принятый Верховным Советом РСФСР 15 июля 1964 года.

Перестройка народного образования и все возрастающий спрос на квалифицированные кадры в связи с техническим прогрессом во всех отраслях народного хозяйства повысили требования к высшим и средним специальным учебным заведениям.

Учебные заведения добились больших успехов. Значительная роль в этом принадлежала Чечено-Ингушскому государственному педагогическому и орденоносному Грозненскому нефтяному институтам.

В педагогическом институте открылось национальное отделение (чеченского и ингушского языков и литературы), что благоприятно сказалось на подготовке учительских кадров для национальных школ республики. Так, если в педагогическом институте к началу 1957 года обучалось немногим более 1000 студентов, то на 1 сентября 1963 года их было 4750, среди них более 1500 чеченцев и ингушей. На трех отделениях (дневном, вечернем, заочном) нефтяного института готовят инженеров по 11 специальностям. Здесь обучаются представители 35 национальностей.

С 1959 по 1965 год вузы республики подготовили 6,5 тысячи специалистов, средние специальные учебные заведения — 10 тысяч. Свыше 40 тысяч молодых рабочих закончили профессионально-технические училища.

К началу 1967 года в высших и средних учебных заведениях республики насчитывалось 25 тысяч студентов.

Достойный вклад в развитие советской науки вносят ученые научно-исследовательских учреждений. Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт (ГрозНИИ) — один из крупнейших научно-исследовательских институтов страны. Он работает над проблемами, имеющими общесоюзное значение. Т>руды института помогают также нефтяникам и нефтепереработчикам и братских социалистических стран решать сложные задачи. Большое значение имеет разработанный в институте процесс получения и промышленного производства молекулярных сит. О значении этой работы можно судить по тому, что ГрозНИИ получил запросы от восьмидесяти различных институтов, опытно-конструкторских бюро, заводов. В институте освоена первая в СССР промышленная установка, на которой происходит непрерывный процесс контактного коксования, организована вычислительная лаборатория, оснащенная современной быстродействующей электронно-вычислительной машиной.

Семилетний план развития народного хозяйства СССР поставил перед ГрозНИИ новые задачи. В соответствии с ними коллектив института в тесном содружестве со специалистами предприятий проводил важные поисковые и теоретические работы в области исследования химических процессов, разработки новых, наиболее совершенных технологических методов создания высококачественных и дешевых искусственных и синтетических материалов для всех отраслей народного хозяйства.. Далеко за пределами республики стали известны имена заслуженных деятелей науки А. А. Хуциева, А. 3. Дорогочинского, В. Н. Майдебора, Н. Ф. Богданова, Е. К. Мачинского и др.

Научным центром является и Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы. Ученые института разработали ряд важных проблем истории, языкознания, литературоведения, археологии и этнографии. С 1958 года институт издал монографии и очерки более 50 названий объемом около 500 печатных листов.

Успешно проводятся в республике археологические экспедиции ученых Института археологии Академии наук СССР.

Широкое развитие получили литература и искусство. Писателей еще больше обращаются к теме современности, воспевают человека труда, созидателя новой, счастливом, жизни. В ряды писателен влились молодые талантливые литераторы С. Чахкиев, М.-С. Плиев и др. На чеченский и ингушский языки переведены многие произведения русской, советской литературы и писателей братских народов СССР.

Росту творческой мысли писателей Чечено-Ингушетии способствовали литературные связи с братскими республиками. В 1962 году в Чечено-Ингушетию приезжали ведущие туркменские писатели. Наши писатели встречались с писателями Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана. В 1965 году в Москве проходила Неделя чечено-ингушской литературы. К Неделе были изданы сборники «Рожденные в горах» и «Рассказы писателей Чечено-Ингушетии».

Из года в год увеличивалось издание литературы и периодической печати. С 1961 по 1965 год Чечено-Ингушское книжное издательство выпустило 78 названий книг художественной литературы. Только в 1965 году было издано 12 наименований учебников на чеченском и ингушском языках тиражом в 131 тысячу экземпляров.

Дальнейшее развитие получили театральное и музыкальное искусство. В республике плодотворно работают русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова, Чечено-Ингушский театр имени Ханпаши Нурадилова, театр кукол, ансамбль песни и танца, эстрадный ансамбль, симфонический оркестр, народные театры и университеты культуры, краеведческий музей и музей изобразительных искусств. Растут молодые национальные кадры артистов, танцоров, музыкантов, художников, скульпторов. В последние годы творческого расцвета достигло сценическое искусство талантливого танцора Махмуда Эрамбаева, известного в стране и за ее пределами.

В 1962 году театр имени Ханпаши Нурадилова пополнился новой группой способных молодых актеров, окончивших студию при Ленинградском театральном институте имени Островского. Большим творческим экзаменом для артистов театра явился смотр, посвященный XXII съезду КПСС в 1962 году. Он проходил в городе Москве. Театр имени Ханпаши Нурадилова показал спектакль «Горянка» Р. Гамзатова, за что ему был вручен диплом I степени.

СГ каждым годом все разнообразней становился репертуар театра. Тепло были приняты зрителем лирическая драма И. Базоркина «Дороги любви», сатирическая комедия А. Хамидова «Падение Бож-Али», драма С. Чахкиева «Когда гибнут сыновья».

Успешно развивались художественная самодеятельность и народное творчество. В республике 19 народных театров и хоровых, танцевальных коллективов, среди которых лучшими являются народный оперный театр при Дворце культуры имени В. И. Ленина, народные ансамбли песни и танца Ножай-Юртовского и Урус-Мартановского районов.

В республике стали традиционными смотры народных талантов. Число участников художественной самодеятельности с каждым годом увеличивалось. Возросло и число культурно- просветительных учреждений. В городах и селах республики к концу семилетки работало 333 клуба. В 1964 году было 294 киноустановки, 7 профессиональных и народных театров, 2 музея, 345 массовых и более 200 научных и специальных библиотек.

Источник:
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.II. Грозный, 1967. Стр. 304 – 308.

 
По теме
В 136 школах региона в рамках проекта патриотического воспитания граждан России введены ставки советников директора по взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Махмуд-Али Калиматов поздравил военнослужащих и ветеранов управления войск национальной гвардии по региону с профессиональным праздником, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор