В эти дни назрановскому лицею исполняется 20 лет. Славный юбилей славных свершений. Но на праздничное торжество ничего пока не намекает. В лицее кипит обычная активная трудовая деятельность. Здесь каждый – и педагог, и ученик по горло занят, без всякого преувеличения. Так было всегда, на протяжении всех этих лет. И юбилей не позволяет пульсу ослабнуть. Жизнь в лицее только наращивает и наращивает обороты. Иначе никак нельзя. Потому как с самого начала взята высокая планка, которую вместе поднимают день ото дня все выше и выше. Свидетельством тому такие достижения, как победа на Всероссийском конкурсе «Школа года» и первенство в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, внесение в Национальный реестр ведущих образовательных учреждений России за позитивный вклад в общее социально-экономическое развитие. Также назрановский лицей награжден дипломами Министерства образования и науки РФ, Национальной системы «Интеграл», Всероссийского общества «Национальный потенциал России», Государственной думы, Министерства образования РИ.
Столь блестящие результаты являются, безусловно, следствием отлично поставленного учебно-воспитательного процесса, который наращивается путем специального комплекса практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленности на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Данный комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня образованности, воспитания, развития обучающихся. Для проведения работы в данном направлении в лицее функционируют шесть научных кафедр, (кафедра точных наук, кафедра общественных дисциплин, кафедра словесности, кафедра химии и биологии, кафедра ингушского языка и литературы, кафедра английского языка), на которых трудятся высококвалифицированные преподаватели. Это и обладатели президентского гранта «Лучшие учителя России». Таковых 18 человек. Согласитесь, совсем немало даже для республики, не говоря для одного школьного учреждения, которому всего два десятка лет. Это и 21 человек, имеющие звание «Почетный работник общего образования РФ». Конечно, здесь трудятся немало Заслуженных учителей РИ и РФ, победителей республиканского и Всероссийского конкурса «Учитель года». Среди педагогического коллектива есть и два лауреата международной премии Сороса.
Всей этой великолепной когортой руководит и направляет работу вверенного ей образовательного учреждения директор, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РИ, обладатель президентского гранта «Лучшие учителя России» Марьям Борисовна Шадыжева.
Марьям Борисовна пришла в лицей в пору его открытия. Первые четыре года работала учителем истории, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. За это время зарекомендовала себя не только Учителем с большой буквы, но и лидером, умеющим собрать вокруг себя команду, наладить дело и вести его, все более и более совершенствуя. Эти качества Шадыжевой не остались незамеченными и в 2010 году ее назначили директором лицея. И вот уже 6-й год Марьям Борисовна умело и бережно ведет лицей к новым свершениям, из года в год преумножая гордость Ингушетии. Как не гордиться детьми, которые на соревнованиях разного уровня демонстрируют великолепные способности и завоевывают высокие награды, что радует не только их наставников, но и рядовых граждан республики. Вспомните, например, какие чувства нас переполняют, когда мы болеем в разное время у экранов телевизоров за наших умников – посланцев Назрановского лицея Акиева и Газгиреева. Выпускники лицея, выйдя на просторы жизни, на практике подтверждают, что основная цель деятельности лицея достигнута. А целью этой является выявление и поддержка наиболее одаренных детей, формирование высокого уровня интеллектуальных и универсальных способностей личности, формирование профессиональной и национальной элиты, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества и государства. Так что учиться в лицее не только престижно, но и ответственно. И лицеисты это понимают и принимают. Лицеист не имеет права на безнравственный поступок. Он всегда должен высоко нести знамя интеллекта, духовности, нравственности. Быть профессионалом в выбранной профессии, чтобы о нем с восхищением замечали: ведь он вышел из стен лицея.
Мадина КОДЗОЕВА
Газета «Сердало» № 37-38