На три семьи выделялась одна подвода (телега) для загрузки вещей. Мой отец Барахоев Исмаил Аслакиевич был пожилым человеком, женился на моей матери поздно.
После смерти первой жены, он оставшись с 3 детьми из девяти рожденных в совместном браке, не женился более 20 лет, утверждая, что если для него и найдется жена, то для детей мачеха никогда не станет матерью. Так и жил с двумя девочками и мальчиком все эти десятилетия. А спустя более 20 лет умерла девочка, а потом и сын, и остался он с одной дочерью, и по настоянию близких родственников женился второй раз уже на моей матери Барахоевой Сабинат Гантимировне (урожденной Базгиевой), и в этом браке родился я. Сестра моя от первого брака отца вышла замуж и остался отец со своей женой и мною - сыном. Вскоре заболела моя мать. И вот в таком состоянии, мои родители и семья моего двоюродного брата Барахоева Мухтара Мехтиевича отправились в ссылку.
Барахоев М.М. был образованным по тому времени человеком. Окончив в свое время Орджоникидзевский педтехникум, работал учителем. В 1941 году добровольно ушел на фронт, а в 1943 году, после ранения был демобилизован и находился во время выселения дома в селе (ныне Нижняя Комбилеевка) Галгай — Юрт.
И вот сборы на выселение. Забирая из дома вещи, он вынес сундук, считая, что там ценности, оказывается ошибся, сундук этот был с кукурузой, и мать предупреждала его об этом и попросила забрать другой сундук, который был с ценностями. Он попытался войти в дом, но солдаты его не пустили, несмотря на то, что он предъявил удостоверение бывшего военнослужащего и завязался между ними скандал, а мать его, чувствуя недоброе, вмешалась, чтобы забрать сына и получила прикладом винтовки (предназначавшимся сыну) по спине. В результате у нее была разбита лопатка, сына она все же отстояла, но все 17 суток, которые они были в пути в Казахстан, она не призналась сыну, что у нее сломана лопатка. Мать его, Барахоева Гуди Мусостовна (урожденная Цечоева из с. Алкун) была очень мужественным и порядочным человеком, о ней я расскажу ниже.
Итак, наша семья, теперь уже ставшая одной семьей из двух семей, мои отец и мать и мой двоюродный брат (сын брата моего отца), его мать и подросток - племянница Тамара, находившаяся в гостях у дяди на момент выселения, прибыли, как потом мне стало известно, в село Петровка Новочеркасского района Акмолинской области Казахской ССР.
События, которые проходили до 1948 года я не помню. В 1944 году, говорят, умер мой отец, а в 1948 году, этот год я уже запомнил, будучи больной к своим родным уехала (якобы повидаться) моя мать, да так и не вернулась, говорят, в том же (1948) году и умерла. Я хорошо запомнил ее отъезд и помню, хотя я и при ней всегда спал с тетей (даьвеший сесаг), а в ночь ее отъезда я попросил у нее постелить мне отдельно и всю ночь проплакал. Мать все же есть мать. И остался я, как говорят, круглым сиротой. Но своим заботливым отношением ко мне и в моральном, тем более и в материальном отношении мои родные — брат Мухтар, которого я называл «воти», и его мать «нани» заменили мне отца и мать. А время было очень тяжелое, тем более в колхозе. Я хорошо запомнил, что я с племянницей Тамарой пошел получать заработанные нашей семьей на трудодни за год зерно и нам выдали 2,5 мешка пшеницы, это при том, что из нашей семьи в том году из 5 человек работали трое, а колхоз наш считался зерновым.
До 1952 года я не испытывал, наверно, просто мне не давали об этом знать своей заботой, голод и нужду. Но я запомнил, что нани в сутки ела только одну небольшую лепешку и когда я у нее спрашивал, почему она так мало ест она говорила, что Аллах ей не простит насыщения едой, тогда как многие мусульмане испытывают недостаток и не могут позволить себе досыта наесться. Брат мой — «воти» делал все возможное, чтобы я хорошо учился. Постоянно наставлял меня, проверял как я готовлюсь к урокам. Если я плохо писал, заставлял переписывать. Постоянно держал связь с директором школы Иосифом Владимировичем Кашперским, с которым он был в хороших приятельских отношениях, тем более, что мы жили по соседству, и с моей учительницей Анной Андреевной Карпенко. Он, будучи образованным человеком, пользовался большим авторитетом как среди жителей села, так и у руководства колхоза. В 1950 году он женился на Боровой Патимат Саитовне. К сожалению, детей у них не было.
Выучился на агронома, тогда в колхозе их называли полеводами и работал на этой должности до конца своей жизни. А я при его жизни не знал никаких забот. Но моему благополучию пришел конец в 1952 году.
Спасая колхозное добро, воти простудился, дали знать и военные раны и он заболел. В ноябре 1952 года на 37-м году жизни он скончался. Остались мы: его мать, его жена, племянница и я - без кормильца. Какие трудности мы испытали в первое время, известно одному Богу. Хлеба не хватало. Работая на ферме дояркой, племянница что-то иногда зерновое приносила, из чего делали что-то наподобие хлеба. Оно очень сильно кололо в горле, но голод не спрашивал, где что колет. И при этом, моя нани, не знаю, как это у нее получалось, приберегала для меня лепешечку, хоть и маленькую, но все же из муки, чему я бывал очень рад.
Было тяжело не только с питанием, но и с топливом и с кормом для скота. Летом я по степи собирал кизяк (это высохший навоз скота), а осенью я ходил с другими детьми воровать колхозный овечий кизяк.
Ни угля, ни дров в наших краях не было. Зимой мы со снохой в лютый мороз воровали колхозное сено для единственной коровы, иначе невозможно было прожить. С течением времени стало чуть легче. Племянница наша уехала к отцу, и мы остались втроем - я, сноха (жена воти) и нани (моя даьвеший сесаг). Но я ее считал своей родной матерью.
К этому времени к нам приехали родные нани: ее брат Цечоев Маас Мусостович и его сын, чтобы забрать ее к себе.
Я хорошо запомнил этот визит. Они упрашивали свою сестру, переехать жить к ним, мотивируя это тем, что у нее умер сын и ей не с кем уже оставаться.
Она и говорит, а куда вы собираетесь деть этого мальчика, указывая на меня? Брат заверял ее, что они будут относиться ко мне, как к ее родному сыну, то есть племяннику. На что нани сказала: «Я не сомневаюсь, конечно, что вы не будете обделять его куском хлеба. Но представьте, он вырастет и все же он будет Барахоев, а вы Цечоевы и тогда он вашим родным племянником уже не будет». Я, сказала она, все же определю его (т.е. меня) к своим Барахоевым, а потом рассмотрю ваше предложение переехать к вам, а пока я с ним не собираюсь расставаться и никуда не поеду. Вот так мы и остались вместе.
В 1957 году нас забрал к себе Барахоев Арсгири Висангиреевич в село Сандыктав Балкашинского района той же Акмолинской области, где я продолжил учебу, окончил 10 классов. В 1961 году поступил и в 1966 году окончил Львовский торгово-экономический институт. Но это уже другая история.
Нани моей, к великому сожалению, не стало в 1967 году. Она была мужественной, с добрым материнским сердцем женщиной. Способны ли сейчас на такие жертвы, как она, ради неродного ребенка, оставшись как она в критическом положении? Не знаю, но верится с трудом. Да воздаст ей Аллах своей милостью за все ее благовидные деяния на Том Свете.
Источник: Газета Ингушетия
23.02.2012 12:33