«Национальный театр всегда должен быть современным»

Аким САЛБИЕВ, председатель жюри VII международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ», режиссер, актер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ:

– Этот фестиваль – он по своему уровню, конечно, другой, если сравнивать его, например, с прошлым и позапрошлым. И не только потому, что тогда театров на него во Владикавказ съехалось больше, а на сей раз провести его в более масштабном формате республике помешали кризис и объективные причины финансового характера. Спектакли прошлого, шестого фестиваля были жестче, проблемнее. А те проекты, которые мы увидели сейчас, были, мягко говоря, слишком простыми. Так не должно быть. И тут опять встает вопрос о том, что отбор спектаклей на этот фестиваль тоже не должен быть случайным. Его все-таки нужно осуществлять целенаправленно – и заранее. Как, собственно, это и прописано в «Положении» о проведении фестиваля.

Национальный театр – это не просто театр, который сохраняет язык народа и его культурную традицию. Он задает нации, если хотите, вектор ее движения вперед – и смысл ее существования. Поэтому Северному Кавказу сегодня остро нужна своя новая национальная драматургия. Братьев Пресняковых на сценах наших национальных театров мы, понятно, ставить не можем и не будем. Но ставить на них пьесы 50 – 60-х годов, про колхозы – это тоже сегодня неприемлемо. Изменился мир вокруг. Изменилось общество. Изменился зритель, которому это уже неинтересно…

Национальный театр – что показал и нынешний фестиваль – должен быть созвучным требованиям времени. А не вторичным и закостеневшим в штампах. Я — за то, чтобы он был дерзким, чтобы его спектакли били наотмашь, чтобы режиссеры наши не боялись фантазировать, искать, пробовать… И не надо бояться неудач. Тогда будет и движение вперед.

Елена СТРЕЛЬЦОВА, член жюри фестиваля, театральный критик, кандидат искусствоведения

(г. Москва):

– Мне доводилось работать на театральных фестивалях финно-угорских и тюркских народов России, но здесь, на Кавказе, я впервые. И для меня это была уникальная и просто замечательная возможность погрузиться в совсем другую, новую для меня культуру. Я очень рада этому знакомству. А потенциал у театров, которые участвовали в фестивале – богатейший. Актерские труппы практически во всех этих театрах – сильнейшие. Языковой многокрасочностью фестивальных спектаклей я просто упивалась. Но спектакль – это ведь еще и режиссер. И художник. И сценография. И разработка мизансцен…

Мне кажется, у национальных театров на Северном Кавказе сегодня проблемы не только с режиссурой, что и показал этот фестиваль. Проблемы и со сценографией. Это чувствовалось практически во всех спектаклях – кроме, может быть, спектакля «Прощай, овраг!» Но и в этом направлении, если есть желание, все преодолимо. И возможности репертуарного театра, в том числе и здесь, на Кавказе – они безграничны. Не надо его хоронить и нельзя сдаваться. Еще, по-моему, Рерих сказал: «Препятствиями растем…»

Аслан МАГОМЕДОВ, режиссер Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Э. Капиева (г. Махачкала), народный артист Республики Дагестан:

– Наш театр участвует в «Сцене без границ» уже не впервые. Привозили мы уже с него домой и награды. И каждый такой приезд на этот замечательный фестиваль сюда, в Осетию, для нас – как глоток свежего воздуха и живой воды. Чаще встречаться, общаться, теснее «дружить театрами» – это нам, режиссерам и актерам Северного Кавказа, сегодня просто необходимо.

Спектакль «Ханума», который мы решили на сей раз привезти во Владикавказ, идет у нас в театре уже около года. Идет довольно успешно, нравится публике. И было очень интересно: как встретят и примут его зрители Осетии? Фестивали ведь тем и хороши, что на них познаешь и узнаешь, на что ты способен в сравнении с твоими коллегами по сцене из других регионов. Кто ты есть – и на что ты горазд… А вот так сверять свою творческую планку – это для артиста очень важно.

Ахмед ЛЬЯНОВ, главный режиссер Русского государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия (г. Назрань), народный артист РИ:

– Классику в национальном театре ставить, безусловно, надо. На этом растет и развивается артист. Но будем честными: в большинстве наших, кавказских, государственных национальных театров она, классика, ставится сегодня так, что от нее, извините, если это прозвучит грубо, несет плесенью и паутиной. А у нас – уже совершенно другие ритмы существования. И заманить таким вот «замшелым» прочтением классики современного зрителя в театр невозможно. Особенно – молодежь.

Спектакль по классике всегда должен отзываться на «болевые точки» сегодняшнего дня. И именно так мы и ставили нашу «Чайку», которую привезли на VII «Сцену без границ». На этот спектакль ходят школьники, студенты – и мы в театре видим, что он реально интересен молодежи и находит у нее отклик. Так что всецело поддерживаю мнение председателя жюри фестиваля, уважаемого Акима Салбиева: национальный театр не должен бояться экспериментов и новаторства. И должен быть современным…

Газета «Северная Осетия» от 27 ноября 2015 г., № 218


Ещё новости о событии:

Аким САЛБИЕВ, председатель жюри VII международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ», режиссер, актер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ: – Этот фестиваль – он по своему уровню, конечно,
11:11 01.12.2015 Skforussia.Ru - Магас
…Какое оно сегодня – национальное театральное искусство Северного Кавказа?
11:11 01.12.2015 Skforussia.Ru - Магас
Аким САЛБИЕВ, председатель жюри VII международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ», режиссер, актер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ: – Этот фестиваль – он по своему уровню, конечно,
07:53 01.12.2015 Сердало - Магас
…Какое оно сегодня – национальное театральное искусство Северного Кавказа?
07:53 01.12.2015 Сердало - Магас
 
По теме
Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» дал старт творческому конкурсу «Мы этой памяти верны», посвященному незабываемому подвигу солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны — битве за Ржев.
Историки реставрационной компании «АСМ Групп» обнаружили авторские чертежи каменных оборонительных башен Назрановской крепости, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования