Неустрашимость и безумная отвага

Село Сагопши имеет яркую, самобытную и по своему очень интересную историю. Оно раскинулось в Алханчуртской долине в живописном месте между Сунженским и Терским хребтами.
Здесь в 70-годах XIX века, 140 лет назад, в семье Горожа Гандалоева и родился Сулумбек. Он был вторым ребенком в семье. Старый Горож много повидал на своем веку: и разлуку с родиной, и переселение в Турцию, и возвращение на родную землю в Г1ондлой-боссе, которую уже заняли казаки, и начало новой жизни в селе Сагопши. Он никак не мог нарадоваться на своих сыновей. Сулумбек был выше среднего роста, рыжебородый, широкоплечий, с узкой талией, твердой походкой и дерзким взглядом.
В те далекие, недоброй памяти времена каждый тейп по очереди должен был кормить старшину-пристава, издевавшегося над народом. И вот когда очередь кормить старшину-пристава дошла до тейпа Гандалоевых, Сулумбек вызвался отнести обед. Молодой и дерзкий горец решил подтрунить над приставом. Обед, который был предназначен приставу, он съел сам, а ему отнес оставшиеся кости от мяса, спрятав их в тряпку. Негодованию пристава не было предела, он решил наказать Сулумбека и начал писать ложные доносы на него вышестоящему начальству. Сулумбек не выдержал этого и однажды, встретив пристава за селом, от души отхлестал его плеткой, за что был немедленно осужден и отправлен в грозненскую тюрьму, где ему дали срок три года. Здесь, в тюрьме, он и познакомился с легендарным чеченским абреком Зелимханом. В   романе чеченского   писателя М.Мамакаева   «Зелимхан»   описывается   это   знакомство: «...Не отчаивайся, друг мой, – сказал ему однажды абрек из Сагопшей, сидевший здесь уже давно, – лучше давай вместе подумаем над тем, как выйти на свободу - нужен подкоп». Так они бежали из грозненской тюрьмы. Началась тяжелая абреческая жизнь. 
В своей документальной повести «Зелимхан», которая вышла в 1926 г. в г. Ростове, Дзахо Гатуев – осетинский писатель, пишет: «С именем Сулумбека связаны самые дерзкие набеги Зелимхана, в то время как Зелимхан одухотворял шайку своей религиозно-политической популярностью. Сулумбек производил на шайку магическое действие своей неустрашимостью и безумной отвагой. За ним абреки шли почти на верную смерть, в самый центр города, отдаваясь в руки войск. Кроме храбрости, Сулумбек отличался необычайной силой воли, свойством не теряться в минуты опасности и, главное, беспощадностью. Безумная храбрость Сулумбека - это идеал, которого желал бы достичь каждый абрек. Словом, Зелимхан и Сулумбек взаимно друг друга дополняли».
Однажды Зелимхан приехал в гости к Сулумбеку в село Сагопши. И кто-то донес, что знаменитый чеченский абрек находится в Сагопшах. Царские войска окружили село плотным кольцом, но друзья успели уйти из окружения. И вот, сидя на высоком холме, они смотрели вниз на окруженное царскими солдатами село. Второй день шел моросящий осенний дождь. Солдаты разожгли костры и грелись возле них, а рядом в большом котле варилось мясо молодого бычка, которого они забрали силой у горцев. Сулумбек сказал Зелимхану: «Я сейчас пойду и принесу нам горячего мяса из этого котла». На что Зелимхан возразил, что мол не надо рисковать. Но Сулумбек был неумолим. Он переоделся в плащ-балахон и под видом сельского пастуха подошел к солдатам и попросил на ужин немного мяса. Солдаты положили ему в котомку несколько кусков мяса и он вернулся назад. Друзья хорошо поужинали и долго смеялись над незадачливыми солдатами. Бесстрашию и храбрости Сулумбека не было предела. Сулумбек и Зелимхан иногда любили подшутить друг над другом.
Вот как пишет в своем романе «Сулумбек Сагопшинский» известный ингушский писатель И. Кодзоев: «Нам следует вытаскивать из тьмы забвения на божий свет имена истинных наших героев, которые безоглядно жертвовали собой за жизнь, за честь и достоинство своего народа и Родины. И одним из таких был Сулумбек Сагопшинский, сын Горожа, из тейпа Г1оандлой».
Своей дерзостью и отвагой он наводил ужас на представителей царской администрации. И хотя его называли правой рукой Зелимхана Харачевского, мужеством и благородством он не уступал ему. А вот как писала газета «Русское слово» (Москва) 1910 г. №244: «Вчера в селении Назрань арестован один из виднейших абреков – Сулумбек Горваджиев (Гандалоев) – ингуш из селения Сагопши. Сулумбек десять лет назад вступил на путь абречества. Исключительная смелость и беспощадность быстро выдвинули его из числа других абреков. Имя его во многих местах области наводило большую панику, нежели имя Зелимхана. Организовав самостоятельную шайку, Сулумбек разорил набегами окружающих коневодов, угоняя табуны и бесследно затем исчезая. В критические моменты, когда настигала погоня, Сулумбек один вступал в перестрелку, а тем временем шайка уходила. Временами Сулумбек делал набеги на Владикавказ, врываясь в центр города, грабя магазины. Набеги обычно сопровождались кровопролитием. Еще в последние дни им было произведено ряд нападений в районе Нальчикского и Владикавказского округов, во время которых шайка вступала в перестрелку с воинскими и казачьими командами.
С момента формирования отряда для борьбы с грабежами в Сагопшах, где жила семья Сулумбека, содержалась воинская команда специально для его поимки. Но Сулумбек был неуловим. После осетинского столкновения, тяготясь, по его словам, жизнью абрека, он вступил в переговоры о помиловании, но продолжал грабить. На днях Сулумбек явился в Сагопши к разведчикам, предлагал дать патронов, предъявив свидетельство о зачислении его в отряд агентом. Его отпустили.   Вчера   Сулумбек явился к разведчикам в Назрань, так же для покупки патронов. Солдаты его арестовали. Сулумбек заключен в тюрьму». 
Оттуда ему удалось бежать при помощи близкого родственника, который в то время работал в Назрановском суде. Но царские генералы не могли смириться с тем, как Сулумбек очередной хитростью уходил от них. Перед абреком в ультимативной форме были поставлены условия: он должен сдаться властям, иначе жители Сагопши будут подвергнуты репрессиям и высланы в Сибирь. Сулумбек не мог допустить страдания людей, ради которых он стал народным мстителем. Он принимает условия властей сдаться, но взамен требует, чтобы его казнили через расстрел. Ему обещали. Узнав о намерениях Сулумбека сдаться властям, чтоб не сожгли его село, Зелимхан начал отговаривать его, но Сулумбек настоял на своем. «Я не могу, – сказал он, – чтобы по моей вине страдали безвинные люди, как это случилось с жителями Галашки и Мужичи, которые из-за того, что укрывали тебя, были высланы в Сибирь».
Газета «Кавказская копейка», Баку, 1911г., 25 августа, с.4 писала: «На днях, как уже сообщалось по телеграфу, по приговору кавказского военно-окружного суда во владикавказской тюрьме казнен один из главных сподвижников («правая рука») Зелимхана - абрек Сулумбек Гараводжев».
Со слов очевидцев казни, корреспондент «Бирж вед» приводит некоторые характерные подробности ее: «При виде виселицы и вообще всей мрачной, зловещей обстановки, говорящей о неизбежной близости рокового конца, Гараводжев, как говорили очевидцы, сохранял редкое наружное спокойствие и самообладание, причем на его тонких губах все время играла какая-то загадочная, не-то саркастическая, не-то презрительная, улыбка…
Он сел на корточки, по-восточному обычаю, и в последний раз затянулся любимым куревом из кальяна.
– Тебе, друг мой, недолго придется надо мной работать, – поднимаясь с земли, добродушно, почти дружески сказал Гараводжев своему палачу. 


Потом он спокойно, не торопясь и вообще не обнаруживая ни малейшего волнения, сам взошел на роковой помост, и когда палач накинул на его тело петлю, сам же соскользнул с табурета…
Последним желанием этого зелимхановца было, чтобы ему не связывали руки и не надевали на него мешок-савана.
– Даю вам честное слово абрека, что этим я не причиню никому никакого беспокойства, – уверял он начальство, но ему, конечно, отказали».
Историей легендарного абрека Сулумбека Гандалоева я интересуюсь давно, начал собирать рассказы о нем у стариков в 70-80-х годах прошлого столетия, печатал эти рассказы в малгобекской газете «Ленинское знамя» в 90-х годах. Вот рассказывали старики, как сдавался Сулумбек царским властям: «Почтенные старцы села Сагопши пришли к жене Сулумбека Залимат и передали ей угрозу царского полковника Вербицкого, если они не выдадут Сулумбека, то село будет сожжено, а его жители будут высланы в Сибирь. Оставив дома с больной матерью Сулумбека трехлетнюю дочь Золобан, Залимат, оседлав коня, уехала к мужу передавать просьбу стариков. На следующий день Сулумбек приехал в родное село и послал посредника к царскому полковнику, через которого сообщил, что он сам готов добровольно сдаться, если не тронут село и его жителей, но с одним условием, если его не повесят, а расстреляют. Ему обещали, что его расстреляют. И вот на следующий день утром, не слезая с коня, Сулумбек постучал в ворота владикавказской тюрьмы.
Его тут же взяли под арест и назначили казнь через повешивание. Царские палачи не сдержали своего слова. Боясь народного гнева, решили повесить абрека во дворе тюрьмы. Когда ему накинули петлю на шею на его лице не было ни страха, ни раскаяния, он медленно сквозь зубы читал отходную молитву (Ясин). Он был мужчиной, жил мужчиной и умирал гордо, как мужчина. После того как зачитали приговор, полковник объявил награду тому, кто выбьет стул из-под ног Сулумбека. Долго никто не выходил, наконец, кто-то вышел из рядов дагестанского полка и направился к виселице. Но Сулумбек сам ногой выбил стул, на котором стоял. Не успело остыть тело абрека, когда его жена Залимат привезла ответ на прошение о помиловании, в котором смертная казнь заменялась 25 годами каторжных работ в Сибири. Чтобы спасти мужа, Залимат ездила в г. Тифлис к наместнику Кавказа. Но царские палачи поспешили расправиться с отважным абреком. Сулумбека похоронили на владикавказском кладбище, но родственники тайно привезли его прах и перезахоронили в с. Сагопши, где он покоится и поныне». 
Мой рассказ о Сулумбеке Гандалоеве будет неполным, если не рассказать о судьбе его семьи - жены Залимат и дочери 3олобан. При жизни Сулумбека Залимат была достойной женой и другом своего мужа, вместе переносила с ним все тяготы и лишения судьбы. Она до конца своей жизни была верна памяти Сулумбека, воспитала хорошим человеком единственную дочь.
Оставшись после смерти мужа одна с маленькой дочуркой на руках, Залимат с трудом поставила ее на ноги. Правда, как мог помогал им брат Сулумбека, Усман. Но он в 1933 году умер после тяжелой болезни. Наступило 23 февраля 1944 года, черный день в истории вайнахов. Умело настроенная сталинская «мясорубка» заглатывала целые ни в чем неповинные народы и отдельно взятых людей. Накануне высылки Золобан вышла замуж за Мошхоева Исмаила, выходца из селения Инарки. И вот холодный и мерзлый товарняк уводил жену абрека, молодую семью Золобан в суровый Казахстан. Определили их местечко Жикишты Павлодарской области. Жили они в старом полуразвалившемся доме. Исмаил и Золобан работали в местном колхозе, а Залимат присматривала за маленькими детьми. А было их в семье шестеро: Назир, Батыр, Башир, Саварбек, Диба и Зина (самый младший Саварбек живет в г. Малгобеке).
Однажды Золобан, прежде чем уйти на работу, положила сырой кизяк (прессованный навоз с соломой, который использовался как топливо) в печку, чтобы он высох. Дома остались старая Залимат и маленькие дети. Башир, вернувшись с улицы, чтобы согреться решил растопить печь. Взяв стоящую рядом с печкой бутылку с бензином, он брызнул ее туда. Залимат в то время готовилась к обеденному намазу. Башир, поднося зажженную спичку к печке, неожиданно уронил ее в бутылку, бензин воспламенился. Крики детей заставили Залимат оторваться от намаза, и она начала выталкивать их в дверь. Растерявшись, она не увидела где маленькая Зина, которая еще не умела ходить, а ползала на четвереньках, «1аьржварг, 1аьржварг» (черный, черный), так звала она Башира, кричала обезумевшая старуха, кидаясь к печке и ища маленькую Зину. А Зину сразу же во время пожара вынесла из дома старшая Диба. На крики детей прибежали соседи казахи, которые вытащили из огня Залимат с сильно обгоревшими ногами. Они же и потушили пожар, не дав сгореть дому.
Больную Залимат привезли в городскую больницу г. Павлодара, родственникам не разрешили ее сопровождать. Как известно, в то время без разрешения коменданта нельзя было ездить из села в село, а тем более в город. И Залимат одна, без единой души рядом, очутилась в больнице в незнакомом городе.
Наша семья в то время жила в г. Павлодаре. Кто-то принес весть о том, что в горбольнице с обожженными ногами находится Залимат, жена знаменитого абрека Сулумбека Гандалоева, и просит, если есть кто-то из тейпа (фамилии) Гандалоевых в городе, чтобы пришли к ней. Моя мать –Тамара Асхаб-Хаджиевна Гандалоева (девичья фамилия   Яндиева) посетила больную. Она сразу же узнала её, это была ее односельчанка Залимат, дочь Цороева Идига из Инарков. На улице стояла суровая казахстанская зима 1952 года. Умирающая Залимат попросила мою мать, чтобы она принесла ей вареную баранью голову с галушками и чесночной приправой.
На следующий же день утром моя мать уже была в больнице, исполнив заказ больной старушки. Залимат очень обрадовалась кушанью, правда поела очень мало. Ей с каждым днем становилось все хуже и хуже. Ноги опухли и покраснели, раны не заживали. В больницу не допускали без разрешения коменданта даже единственную дочь Золобан. Да и надзирающие лица не так смотрели на спецпереселенку, к тому же еще и жену абрека. Придя на третий день в больницу, мать заметила, что кровать, где лежала Залимат, уже вынесли в коридор. Она сразу же поняла, что Залимат уже нет в живых. Только через месяц, с большим трудом Золобан, единственной дочери Сулумбека, удалось попасть на могилу матери. Залимат похоронена в городе Павлодаре, рядом с моей бабушкой Чабихой в 1952 г. 
Так, в жестоких муках умерла Залимат – дочь Цороева Идига, жена Сулумбека, сына Горожа Гандалоева. Она лежит в далекой казахстанской земле, а он – в родных Сагопшах. Дала гешт долда царна, бусулба мел волча сага. 
Написать данную статью меня побудили следующие обстоятельства. Недавно по республиканскому телевидению прошла передача, где неправильно толковалась фамилия Сулумбека, причисляли его к разным тейпам: то к Цечоевым, то к Боковым, даже улица в г.Назрани носит неправильное название – Гараводжева. Во всех публикациях и документах искажается подлинная фамилия Сулумбека. Одни пишут Сулумбек Гаравождев, другие – Саламбек Гасаоджев, Гаравожев и т.д. Отца абрека звали Горож – Г1орож. Перевести с ингушского на русский язык некоторые слова, собственные имена сложно, а порой невозможно. Так искажается полное имя, из-за того что в ингушском языке есть двойные буквы. У ингушей принято сначала произносить имя деда и отца, а потом только собственное имя. Например, Горож Сулумбек означает – Сулумбек сын Горожа. Пусть читателя не смущает тот факт, что транскрипция фамилии абрека дается в нескольких вариантах. Его полное имя – Гандалоев Сулумбек Горожевич. 
Впервые фотографию Сулумбека из Российского государственного исторического архива мне привез мой хороший товарищ, известный ингушский краевед и исследователь Берснако Джабраилович Газиков. Он мне рассказал, что там же, в архиве, находится «Дело №408 Временного военного суда г. Владикавказа о жителе с. Сагопши Назрановского округа, Терской области Сулумбека Гандалоева». Впоследствии я его получил с помощью Берснако Газикова и работников данного архива, за что им большое спасибо. Было бы, конечно, неплохо увековечить память легендарного абрека Сулумбека Гандалоева, отдавшего свою жизнь за свой народ, за свое село. Да, в Сагопшах одна из улиц носит его имя, но было бы красиво и символично, если бы поставили в селе ему памятник в виде всадника на коне. Здесь участие могли бы принять спонсоры, большой тейп Гандалоевых, да и все, кому дорога история ингушского народа. 

А.Ш.Гандалоев, 
заслуженный учитель РИ

 
По теме
В связи с предстоящим юбилеем 100-летия образования ингушской государственности, Министерство культуры напоминает о Республиканском конкурсе на создание лучшей композиции, в рамках подготовки к юбилейному праздничному мероприятию.
Источник фото: Фото редакции Полиция от местной жительницы узнала, что женщина, которая назвалась Светланой Федоровой, под предлогом продажи посредством соцсетей мебели, бытовой техники и посуды, в 2022-2023 гг.
Источник фото: Фото редакции Национальный проект «Демография», как известно, нацелен на улучшение благосостояния семей за счет мер финансовой помощи, которые будут способствовать повышению рождаемости,
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов проверил, как ведутся восстановительные работы в многоквартирном доме, который пострадал в ходе проведения контртеррористической операции в Карабулаке.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
С постоянным развитием технологий и возрастанием сложности задач, перед которыми стоят государственные структуры, использование цифровых решений и инструментов становится все более актуальным и необходимым.
Новая школа в с.п. Сурхахи открыла свои двери для учеников. Теперь у юных жителей сельского поселения есть достойные условия для получения знаний, социализации, духовного и физического развития и др.
Источник фото: Фото редакции По информации отделения, уже второй раз представители регионального управления федеральной службы безопасности страны передали общественникам свыше двадцати тонн продуктов длительного хран
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования