Очарованная сценой

Чего стоила любовь этой хрупкой немецкой девушки Инги в студенческом спектакле «Соловьиная ночь» по одноименной пьесе В.Ежова в Учебном театре ЛГИТМиКа, преданность и всепрощение Таси в спектакле «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани в ингушской труппе Чечено-Ингушского Государственного драматического театра им. Х.Нурадилова в Грозном? Может, многие из вас не помнят ее, но зритель, видевший один раз на сцене эту удивительно красивую, талантливую ингушку, не в силах бывал забыть Народную артистку Ингушетии Любовь Багаудиновну Эсмурзиеву. На нее шел зритель, она была кумиром красоты девочек-подростков, ее обожали поклонники таланта. Люба, как и все ее сокурсники, ворвалась в театральный мир Грозного восьмидесятых прошлого столетия, высокая, светловолосая, с яркой интеллигентной красотой горянки.

Она не помнит лютых сибирских морозов, не видела голода, холода, не запомнила казахстанские метели, ей всего лишь был годик, когда родители увозили домой, в Ингушетию. А самые светлые детские воспоминания каждого утра, проснувшись и выглянув из окна – это горы, белоснежные вершины которых ослепляли в солнечный день своей белизной и первозданностью. В большой многодетной семье она была пятым ребенком, где отец Багаудин уделял пристальное внимание знаниям, заставляя всех школьников в семье ежевечерне показывать дневники, сам проверял уроки. Чтобы отец своими кристально синими глазами не упрекнул и не пристыдил, можно было сутками не отрываться от учебника, что они и делали по возможности, освободившись от домашних обязанностей. В выборе профессии дети были вольны, с детства отец внушал необходимость полезности избранного дела народу, а уж кем они станут во взрослой жизни – выбирать самим.

С Казахстана в Ингушетию приехал большой коричневый чемодан с пластинками, и вечерами в доме звучала классическая и эстрадная музыка, где предпочтение отдавалось Марио дель Монако, Марку Бернесу, Нине Руслановой, Илье Ильинскому, Аркадию Райкину и многим кумирам сцены тех лет. Все восемь детей Багаудина Эсмурзиева, строителя по профессии, и Кейпы Шанхоевой, очень щедрой, доброй и хлебосольной красавицы, росли в атмосфере любви, семейного тепла, отцовской строгости и материнского пристального внимания, впитывая самые лучшие человеческие качества вместе с эстетической и художественной направленностью. Они не помнят общения родителей в доме на повышенных тонах, как и не помнят своего детства без родственников, опекаемых отцом, живших долгие годы вместе с ними; одинокие, бездетные тети с материнской и с отцовской стороны Багаудина, которых он нашел и привез с Казахстана, троюродные братья и сестры, дяди и тети. Мама Кейпа готовила в больших кастрюлях, чтобы хватило на всех, а ее дети ели последними, после всех взрослых, иногда ждали, пока снова приготовится еда. До сих пор сохранилась традиция в их, уже своих семьях, – готовить много, вкусно и красиво, как учила мама. «Зачем нужен дом,- говорила она,- если в нем нет гостя?! Я привыкла жить с людьми, весело и шумно, и уже не могу без них».

«У Любы высокое чувство сцены, она умеет жить на сцене, гармонично вписываясь в общую канву спектакля. – говорит Народная артистка Ингушетии, мастер сцены Айшет Кодзоева. – Я всегда любила смотреть ее игру, там настоящая актерская школа. Артисты образуются только школой. К сожалению, сегодня мы работаем, забыв о школе, как любители в народном театре. Что такое любитель? Прежде всего, свободный человек, несколько обеспеченный, имеющий внутреннюю возможность жить, не стесняя себя ничем обязательным. Имеющий талант и чувство сцены – трудится и сомневается всегда.

Люба Эсмурзиева – высокоталантливый человек, красивая актриса с широким актерским амплуа, которой подвластна высокая трагедия, неподкупная лирика и искрометная комедия. В каждой роли – изюминка, искорка, Любин темперамент и чувство сцены, опять же, редкое качество в сегодняшнем театре.

Люба, с детства слушая известных мастеров сцены, впитывая любовь к прекрасному, увлеклась пародией, – и часто длинными зимними вечерами будущая актриса пародировала Нину Русланову, Илью Ильинского, Ираклия Андроникова, Людмилу Гурченко, всех, кого слышала и видела кругом, тем самым, радуя и развлекая домашних.
В ней тогда зарождался талант будущей звезды сцены, а, когда она поступила учиться в шестой класс «Интерната Горянок» в Грозном вместе с младшей сестрой Золобан, ее способности заметили прекрасные педагоги данного учебного заведения, которые прочили ей сценическую славу. Девочек готовили к взрослой жизни, обучая всем необходимым навыкам, растили в них будущих достойных дочерей Отчизны. Дружба интернатская сохранилась на всю жизнь, до сих пор они встречаются, как родные, верны юности и доброте тех лет, с любовью вспоминают своих учителей, ведших их по тернистым тропам знаний к большой дороге жизни. Люба, вспоминая те годы, рассказывает:
«Там был такой сильный педагогический коллектив, уклад, сложившийся десятилетиями, что мы, новички, сразу окунались в атмосферу строгой дисциплины, обязательности во всем, начиная от чистых, пришиваемых к формам воротничков, до ровно со стрелочкой заправленной постели. Нас учили многому: готовить, стирать, стерильной внешней опрятности, манерам поведения, прививая эстетический вкус ко всему, в том числе и к классической литературе. Педагоги давали пищу к размышлению, а ты сам должен был дальше строить свои отношения с данным произведением по литературе, историю знать на «отлично», быть преданным точным наукам, и, не дай Бог, допустить одну ошибку в правописании, – это каралось строго и запоминалось навсегда, потому что стыдили перед всем интернатом».

Воспитание в семье и учеба в интернате вместе, сложили идеальный портрет ингушской девушки, которая, после окончания ЛГИТМиКа, работая в театре в Грозном, носила длинный рукав и полностью покрывала голову. В те годы это было музейной редкостью.

Семейный уклад, непреходящие ценности, которыми дорожит и живет Мзаго (так звали главную героиню), воспитанная в лучших традициях грузинской семьи, в окружающем нас мире сталкивается с чудовищным примером деградации общества. Тщетно она пытается найти в окружающих тот островок добра и душевного тепла, и, не найдя, собирается мстить за душевный дискомфорт, за мужскую трусость в вопросах семьи и душевного равновесия. На избранном пути встречается профессор университета, блестяще сыгранный Магометом Цицкиевым, который пытается всеми доступными средствами открыть глаза девушке Мзаго на окружающую действительность. Люба, со свойственной ей искренностью и душевностью, вдохновенно играла чистоту и порядочность, любовь и преданность юной души, которую никто не имеет право запятнать. Диалоги столичного профессора и сельской девушки превращались в маленькие бриллианты памяти по прошлой грузинской жизни, когда она живет идеалами добра и всепрощения сегодня в своей семье с отцом. А профессор, живя в городе и воспитывая тысячи чужих сыновей и дочерей, упустил жизнь собственного сына, предоставив ему вседозволенную сытость и никчемность с барского плеча.

«Выстрел из кремневого ружья» – спектакль ингушской труппы, поставленный Магометом Цицкиевым в 1979 году, зрителем был тепло принят и оценен высоко театральной критикой. Театр говорил, открыто со зрителем, о катастрофическом падении нравов, потере вековых традиций и обрядов, дошедших до нас, благодаря усилиям отцов и дедов. Точность постановочных акцентов придавал спектаклю актуальность и современность, зритель шел на него многократно и с интересом наблюдал за необычной актерской игрой, находя в каждом спектакле новизну и своевременность поднятой темы. Руслан Боков, игравший того самого профессорского сынка, показывал нам чванливую душонку и опустошенность свою через просьбы к сестре, дерзость отцу, нежелание встретиться и объясниться с любимой когда-то девушкой. Актерский ансамбль работал в спектакле слаженно и профессионально: Магомет Цицкиев, Магомет-Гирей Хадзиев, Люба Эсмурзиева, Роза Солтамакова, Айшет Кодзоева, Зарема Албогачиева, Султан Гайсанов, Мадина Евлоева, Хаджибикар Булгучев, – вот тот состав труппы тех лет, когда полтора года они играли без основного мужского состава, служившего в рядах Советской Армии по окончании ЛГИТМиКа.

Любовь Эсмурзиева полярна и многогранна; ее Зара в «Моем мальчике» Саида Чахкиева – сплав ингушского эздел в сочетании с беспредельным юмором. Театр поднял данную постановку на такую высоту актерского существования, приняв режиссерский замысел за основу, что зритель уходил со спектакля, унося с собой массу комичных, смешных реплик, точно поданных и сыгранных артистами, впоследствии становившихся истинно народным юмором. Квартет, сложившийся в данном спектакле, невозможно забыть тем, кто хоть раз смотрел его: Магомет Цицкиев – Жамбот, Магомет-Гирей Хадзиев – корреспондент Шандигов Керим, Айшет Кодзоева – Банати, Любовь Эсмурзиева – Зара, Руслан Боков – Фуртамбик. Зал не успевал за актерской игрой, закрученной и поданной настолько вкусно, что по окончании спектакля зритель еще долго, не выходя из зала, обсуждал увиденное. Гротесково-комедийные образы, возрастные характеры, играемые молодыми людьми, удивляли и завораживали, придавали необъяснимый изысканный шарм чахкиевской пьесе. Сам Саид Чахкиев, увидев написанную им пьесу в актерском исполнении, был настолько обрадован и удивлен, что не пропускал ни одной постановки, и каждый раз благодарил от души актерский ансамбль, а режиссеру-постановщику и исполнителю главной роли Магомету Цицкиеву купил именную рубашку. Зара в резиновых сапогах и халате доярки была неотразима, и надо отдать должное, Люба – актриса, не боящаяся на сцене выглядеть некрасиво, если того требует данный образ. Некоторые актрисы не желали быть на сцене в резиновых сапогах, а надевали туфли на высоком каблуке, что не оправдывало пребывание на животноводческой ферме в качестве доярок. Образы Любы Эсмурзиевой – жизненны и оправданны изнутри, узнаваемы и любимы, потому она запоминалась с первой игры, и на нее шел зритель.

Леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера в исполнении Любы Эсмурзиевой – существо властное и жалкое, потерянное и несчастное. Женская судьба, со свойственной ей хрупкостью, показана актрисой на пределе возможного. Последний монолог покинутой женщины звучал как заклинание, мольба и прощение, как приговор поруганной судьбе одинокого беззащитного существа, но не прощенного и не принятого. Это была сильная и трагичная сцена, где зритель не мог без слез слушать последнюю жестокую исповедь истерзанной женской души. Актрисе свойственен глубокий драматизм; она поднимает шлейф трагизма на такую высоту актерского существования, ища в тайниках души оправдательные ноты своей героини, что невольно вместе с ней ищешь внутреннее оправдание необъяснимым поступкам созданного Любой образа. Наглядный пример свекрови в «Бунте невесток», когда на привязи у нее весь дом, вместе с сыновьями и снохами. Сильный характер ингушской женщины, способной «коня на скаку остановить, в горящую избу войти», сочетается с ее тяжелым прошлым, не отпускающим и не меняющим отношение к жизни на протяжении лет. Бесподобна была выстроена сцена дня зарплаты, когда сыновья и снохи вынуждены были вручать матери все деньги без остатка. На какие только ухищрения не шли домочадцы, чтобы скрыть от нее энную сумму честно заработанных денег на покупку самого необходимого.

Вспоминая те годы, Народный артист Ингушетии Султан Гайсанов рассказывает: «Если драматургический материал интересен артистам, они с удовольствием включаются в актерскую игру, ищут определенные средства выражения. В этом спектакле собрался сильный актерский ансамбль, который с полуслова понимал друг друга: Магомет-Гирей Хадзиев, Люба Эсмурзиева, Айшет Кодзоева, Башир Костоев, Руслан Зангиев, Батыр Даскиев, нам нравилась эта работа, и мы с удовольствием играли своих героев. Люба здесь создала сильный, властный образ главы семьи, непоколебимой, со своими устоями, принципами, годами выстраданной неординарной жизни, рушить которую она не позволит никому. Актриса сумела найти удивительные средства выражения, как во внешнем виде, так и по внутреннему накалу. Мы с Любой знакомы со студенческой скамьи, она разноплановая актриса, с широким диапазоном творческих возможностей. Режиссеры с удовольствием работали с ней, а наше партнерство только придавало вкусную изюминку спектаклю».

Нет барьерных ролей для актрисы, Любовь Багаудиновна играла много и интересно: «Принцесса» в «Снежной королеве» Е.Шварца, Эсет в «Когда гибнут сыновья» Саида Чахкиева, Тася в «Когда арба перевернулась» Отиа Иоселиани, Марья Антоновна в «Ревизоре» Николая Гоголя. Кстати, гоголевский образ дочери городничего Любой был создан и сыгран на таких художественно-оформленных полюсах, как и в целом весь спектакль, что московская критика тех лет отметила особенность прочтения известной классической пьесы Н.В.Гоголя ингушской труппой. Марья Антоновна, тоскующая по большому счастью и пребывающая в ожидании именитого жениха, появление Хлестакова оценивала как знак свыше и шла на свидание в туманно-прекрасном настроении. Потому ухаживания псевдоревизора были для нее предсвадебной репетицией, а в скором венчании она не сомневалась ни капельки. Актриса видела свою героиню с пышной нижней губой, специально приделанной для встречи с будущим женихом, слушающей и не слышащей родную мамашу, наставляющей как бы ее на истинный путь, но и не упускающей случая понравиться столичному гостю. Зал восторгался игрой Любы, ждал ее появления, и когда она произносила знаменитую «1ай, из фу яра?», не соображая, о чем говорит при виде Хлестакова, зал взрывался аплодисментами. Жаль, что мы не имеем видеоматериала тех лет, они бы могли лечь в основу музейного наследия театра, о котором, кстати, еще никто и не задумывался. А было бы неплохо пока еще живы профессионалы и создатели Ингушского театра девяностых годов двадцатого столетия, если бы мы все вместе создали театральный музей с привлечением всех имеющихся на данный момент ресурсов актерских и сохранившихся пока еще личных вещей и театральной атрибутики уже ушедших от нас Артистов, и ныне здравствующих.

Любовь Эсмурзиева создала на сцене яркий образ Таси в спектакле «Когда арба перевернулась» в постановке Руслана Хакишева, это еще одно точное попадание режиссера именно в ту актрису, а это уже девяносто процентов успеха. Тася Любы женщина одинокая, живущая в грузинской деревне, сохраняющая уклад и традиции древнего своего рода, после смерти жены старика Агабо, она помогает ему по хозяйству. Два одиночества встретившись, понимают, что они нужны друг другу, Агабо, которого бросили дети после смерти матери, и Тася, у которой не было своего семейного очага. Невозможно забыть последнюю сцену спектакля: умирающий Агабо в последний раз напутствует жену Тасю и только что рождающегося сына. Магомет Цицкиев – Агабо, превозмогая предсмертные муки, просил дать сыну прочувствовать и принять родную землю, чтобы корни ее больше не отпускали от себя, его Сына, его Кровь, его Продолжение. Этот сильный финал трогал до глубины души; невозможно забыть до сих пор одного зрителя, пришедшего за кулисы со словами искренней благодарности и, принявшего с этого дня для себя за правило ежедневно посещать родительский дом в селе. Разве не в этом магическая сила театра?!

Люба воспитала прекрасных дочь Лейлу, сына Мустафу, посвятив им всю себя без остатка, являясь самой лучшей мамой на свете. Воспитанность и красота ее детей – самый высший подарок судьбы Женщине с большой буквы, Мастеру сцены, народной артистке Ингушетии!

«На сцене проживаешь жизни своих героев, пропуская через себя всю мощь их судеб, они не отпускают, заставляя пересматривать и заново проживать весь ролевой материал. Меня постоянно до сих пор манит та или иная роль, хоть столько лет и не играю. Это болезнь хроническая, она не уходит никогда от того, кто знает, что такое сцена. У нас были прекрасные педагоги, как в институте, так и в театре, которым я от души благодарна за высокую школу мастерства, за преданность данной профессии. Актер – особый материал, быстро изнашивающийся, выкладывающийся без остатка на сцене, творящий со зрительным залом невообразимое. Театр не прощает измен, тем он и прекрасен», – отмечает Любовь Багаудиновна.

Люба Эсмурзиева не играет последние годы на сцене, потеря для нашего театра ощутимая, но то, что создано и подарено ею нам, – бесценно. И, думается, должно остаться в истории ингушского народа как пример искреннего мужества и преданности, любви, добра и терпения. А может, главная ее роль еще впереди!?

Пресс-служба Постпредства РИ при Президенте РФ

Ещё новости о событии:

000rayft - Постоянное представительство Республики Ингушетия
Чего стоила любовь этой хрупкой немецкой девушки Инги в студенческом спектакле «Соловьиная ночь» по одноименной пьесе В.
19:25 08.02.2012 Постоянное представительство Республики Ингушетия - Магас
Чего стоила любовь этой хрупкой немецкой девушки Инги в студенческом спектакле «Соловьиная ночь» по одноименной пьесе В.
19:25 08.02.2012 Народное собрание - Магас
 
По теме
Махмуд-Али Калиматов в режиме видеосвязи принял участие в заседании совета при полпреде Президента России в СКФО по вопросам реализации в регионах указа главы государства «О мерах социальной поддержки многодетных семей»,
Дорогие друзья! 29 марта в 14:30, состоится заседание Общественного совета Особое внимание будет уделено трем направлениям деятельности управления: * антимонопольное законодательство;
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Ингушетия рассмотрела материалы уголовного дела по апелляционному представлению старшего помощника районного прокурора на приговор Сунженского районного суд
В рамках еженедельного совещания в Верховном суде Ингушетии состоялась рабочая встреча руководителей судов общей юрисдикции Республики Ингушетия и Управления Федеральной почтовой связи Республики Ингушетия.
Прокуратура г. Магас Республики Ингушетия по обращению местной жительницы, поступившему в ходе выездного приема граждан прокурором города на дому в семьях, имеющих детей-инвалидов,
К нам за защитой своих интересов обратилось Общество «Компьютеропт» Как заявило Общество, Администрация г.Сунжа нарушила порядок заключения контракта.
Спикер парламента Ингушетии Магомет Тумгоев провел рабочую встречу с председателем Общественной палаты республики Ляйлой Амерхановой и доверенным лицом Владимира Путина в регионе в период выборов Мусой Мартазановым.
В рамках реализации проекта «ДоброВсело» по поручению Министерства здравоохранения республики и при поддержке Республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики,
20.03.2024 Верховный Суд Республики Ингушетия рассмотрел ходатайство исполняющей обязанности председателя Джейрахского районного суда об изменении территориальной подсудности уголовного дела в отношении Алисхана Белхороева,
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 19.03.2024 рассмотрел материал по апелляционному представлению старшего помощника городского прокурора на постановление Малгобекского городского суда,
Прокуратурой г. Магас проведена проверка по обращению местного жителя о несоблюдении требований законодательства об обращениях граждан в ОСФР по Республике Ингушетия.
Махмуд-Али Калиматов в режиме видеосвязи принял участие в заседании совета при полпреде Президента России в СКФО по вопросам реализации в регионах указа главы государства «О мерах социальной поддержки многодетных семей»,
Газета Ингушетия
Сотрудники Управления ФССП России по Республике Ингушетия окажут бесплатную юридическую помощь. - УФССП России по Республике Ингушетия 29 марта 2024 года в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия состоится Всероссийский единый день оказания бесплатной юридической помощи.
УФССП России по Республике Ингушетия
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования