Педагог, историк, патриот

«Ингуши всегда испытывали страх лишиться важнейшего наследия отцов – чести, свободы, Родины. Бросить вызов судьбе и сохранить себя в истории народу помогло то, что великий русский писатель Л.Н.Толстой  в «Войне и мире» называл «духом нации». Именно этот непокорный и непокоренный дух, прекрасные народные обычаи, традиции помогли народу выстоять, выжить наперекор судьбе».

/ С.А.Хамчиев/

 

В этом году мы все будем отмечать знаменательное событие – 20-летие со дня образования Республики Ингушетия.

Вполне  естественно, что в преддверии этой большой и исторически значимой даты мы вновь вспоминаем тех, кто стоял у истоков создания республики.  Чья жизнь и  деятельность, по большому счету, была направлена на восстановление справедливости по отношению к ингушскому народу, права которого нарушались не один раз на протяжении  всей его непросто складывающейся истории.

Султан Ахметович Хамчиев – один из активных участников процесса восстановления ингушской государственности.  Педагог по образованию,  он  по сей день, несмотря на занятость и  в других сферах деятельности, остается верным  однажды избранному делу, но свою задачу как интеллигента, патриота и гражданина видит гораздо шире. Сегодня имя  Султана Хамчиева нам знакомо  по многим книгам, изданным под его авторством, по научной  и публицистической деятельности, которой он занимается на протяжении всей своей  жизни.

 

Давайте вкратце познакомимся с тем, как складывалась биография этого неординарного человека.

Султан Ахметович Хамчиев родился 6 января 1939 г. в с. Аьхки-Юрт Пригородного района ЧИАССР в семье служащего.

В 1944 году депортирован вместе с семьей в Казахстан.

По окончании семилетней школы в 1953 г. поступил в Щучинское русское педагогическое училище Кокчетавской области  КазССР.

После возвращения на Родину в 1959 г. поступает в Чечено-Ингушский педагогический институт. Свыше 40 лет работает в органах народного образования.

В годы перестройки является активным участником ингушского национального движения. Член Оргкомитета и Народного Совета по восстановлению ингушской государственности. Редактор газеты «Единство», выходившей в тот период.

После образования Ингушской Республики работает в министерстве образования РИ.

Является автором многочисленных публикаций, а также книг по истории и культуре ингушского народа. Им написаны и изданы такие работы, как «Возвращение к истокам», «История Ингушетии в лицах и фактах», «Хронология истории ингушского народа», «Ингушские личные имена», «Ингушская народная педагогика», «Очерки об ингушском этикете», «Осетинская аннексия на Кавказе и Закавказье», «Ингушетия в войнах России», трилогия «Пасынки судьбы», «Депортация 1944 года. Мифы и реальность».

Султан Ахметович Хамчиев активно участвует в общественной жизни республики. Является Заслуженным учителем Республики Ингушетия, Почетным работником образования Российской Федерации. Награжден орденом «За заслуги».

Имеет троих сыновей и четырех дочерей. В настоящее время работает в НИИ им. Чаха Ахриева.

Нам, журналистам, Султан Хамчиев был знаком с первых дней возрождения республики по его публикациям в республиканской прессе. Как  работники СМИ мы не  могли  не оценить его острые, содержательные, написанные хорошим стилем  статьи на исторические, культурные и другие актуальные темы. Не являясь профессиональным журналистом, но будучи прекрасным словесником (С.А.Хамчиев -  учитель  русского языка и литературы), он писал  «задевая за живое», поднимая в своих материалах мало исследованные темы, а если быть точнее, темы, на которых стояло негласное табу, которые до сей поры  замалчивались  в угоду официально действующей власти и ее установкам. Касались они, в основном, истории ингушского народа, его духовной культуры, нравственности, богатых традиций.

Как педагог он также всегда держал в поле своего зрения  тему подрастающего поколения, его воспитания. Материалы на эту тему тоже часто появлялись на страницах  республиканских газет.

Вспоминая события тех лет, Султан Хамчиев, рассказывает: «Необходимость создания своей республики была продиктована прежде всего тем, что за годы, последовавшие после высылки, ингушский народ, рассеянный по территориям нескольких республик, включая Казахстан, Северную Осетию и Чечню, был на грани исчезновения. Я очень остро сознавал эту  реальную опасность. Маленький ингушский народ оказался раздробленным, разбросанным среди других народов, теряя свой язык и культуру, воспринимая культуру других народов, далеко не самую лучшую ее часть. Достаточно сказать, что поколение ингушей, выросшее в Казахстане и Киргизии в последние десятилетия, по большей части не знает ингушского языка. В этих условиях единственным выходом для сохранения ингушского народа как нации было восстановление территориальной целостности ингушского народа».

Еще в 1987 году Султан Хамчиев обращается с письмом в 36 печатных страниц в Политбюро ЦК КПСС, рассказывая о трагической судьбе ингушского народа. По следам письма  из Москвы  приехала, впервые, на памяти
С. Хамчиева, после 1957 года, комиссия, во главе с инструктором ЦК, по фамилии Пинчук. Секретарь Сунженского райкома партии Попова сообщила об этом С.Хамчиеву и пригласила его на беседу с инструктором.

- Я настоял на том, чтобы на этой встрече присутствовал Хамхоев Дауд Сулейманович,  фронтовик, а также бывший житель Пригородного района. Все, о чем я говорил, мог подтвердить на примере своей жизни Дауд Хамхоев, - вспоминает события 20-летней давности С.Хамчиев. - Беседовали мы дома у Д.Хамхоева,  приглашение которого было принято Пинчуком. Наша беседа длилась более двух часов. Пинчук на прощание обещал доложить в ЦК обо всем, что услышал от нас.

Вскоре, прослышав о визите комиссии из Москвы, домой  к Хамчиеву стали стекаться люди – в одиночку, группами.

- Людей интересовало, с чем приехала комиссия и о чем мы говорили с представителем из Москвы, – рассказывает  Султан Ахметович. – Я в сотый раз пересказывал содержание беседы с Пинчуком.

В  последующие дни ко мне приехал мой бывший  однокурсник по институту Якуб Медов, с ним Иса Кодзоев. Они предложили собраться вместе с заинтересованными в решении ингушской проблемы людьми и создать какую-нибудь организацию для защиты прав народа. Так, впервые мы собрались на Кантышевском перекресте. Надо сказать, что никакого опыта политической борьбы у нас тогда не было. И первая программа, разработанная нами, была  очень наивная. В этот период, уже в 1988 году родилась организация «Нийсхо». Чуть позже мы услышали о группе людей, которая занимается, как и мы, защитой прав ингушского народа. Когда я узнал, кто эти люди, а это были: Беслан Костоев, Бембулат Богатырев, Башир Чахкиев, Куштовы - Якуб, Джабраил и Ахмед, Башир Тимурзиев и др., - цвет ингушской интеллигенции, а Беслан Костоев, к тому же, активный участник митингов 1973 года, я ни минуту не сомневаясь, стал настаивать на объединении с ними.

Итогом объединенных усилий  всех заинтересованных  участников движения в поддержку прав ингушского народа стало проведение в сентябре 1989 года в Грозном Второго Съезда ингушского народа (за основу Первого съезда был взят Всенародный съезд ингушей в
1917 г.), на котором организация «Нийсхо» упразднялась и был избран Оргкомитет по восстановлению ингушской государственности.

Впоследствии Оргкомитет был переименован в Народный Совет Ингушетии. Все мы знаем, что  сплоченная, целенаправленная и политически выверенная  деятельность  Народного Совета Ингушетии  способствовала  принятию судьбоносных для ингушского народа юридических актов:  Закона «О реабилитации репрессированных народов», за которым последовал и Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ».

- Мы всегда опаздываем рассказать о чьих-то заслугах, - с болью за тех из членов Народного Совета Ингушетии, которых уже нет в живых, говорит Султан Ахметович. – Сегодня я, воздавая должное всем, могу еще сказать свое слово о  человеке, который стоял в авангарде этой борьбы – Бембулате Берсовиче Богатыреве. Насколько я знаю историю нашего народа, не нахожу ни одного политического деятеля, который   мог бы сравниться с Бембулатом  Богатыревым. Это истинный патриот своего народа, мужчина с большой буквы. Таких людей не осталось, это человек, который в защиту своего народа мог пойти на все. Яхь, сий, денал – это все в нем присутствует. Он и сегодня, находясь в весьма преклонном возрасте, не перестает бороться за восстановление попранных прав ингушского народа.

Когда Султан Хамчиев говорит о таком понятии как достойный мужчина, он вкладывает в него очень большой смысл. Именно Султан Ахметович одним из первых написал целую серию статей об ингушских героях разных времен и поколений. Помню, с каким волнением я читала его статьи про абреческое движение в горах Ингушетии. Про знаменитых абреков – народных мстителей: Ахмеда Хучбарова, про Сулумбека Горовожева. Султан Ахметович назвал  их «Рыцарями свободы». Воздавая должное светлой памяти  бесстрашных сердец этих воинов-одиночек, он  поднимал их из забвенья на почетный, заслуженный пьедестал.

«Абрек – это не изгой, как толкуют некоторые словари. Абрек – это, прежде всего, в народном понятии, герой, защитник обездоленных, который обрекает себя на трудную, полную опасностей жизнь борца-одиночки против произвола властей, человек, который хочет добра обездоленному народу», - писал он, возвращая поставленным с ног на голову понятиям свой истинный смысл.

Султан Хамчиев и сам ведет неустанную деятельность по восстановлению исторической справедливости в  отношении ингушского народа.

Ингушские интеллигенты, люди, испытавшие на своей собственной судьбе все тяготы высылки, могли  ли они оставаться равнодушными, когда встал вопрос выбора для народа – продолжать прежнее существование, растворяясь в среде других народов, или обрести самостоятельность. Не дождавшись этого  момента справедливости, многие достойные сыны ингушского народа ушли в мир иной, унося в своем сердце  боль за свою оболганную и поруганную Родину.

О  судьбах  таких людей повествует во многих своих  эссе и очерках Султан Хамчиев. Это он, собирая материал по крупицам, по воспоминаниям очевидцев, рассказывает нам в своих публикациях горькую правду о периоде выселения. Своими воспоминаниями и документальными свидетельствами очевидца о выселении  он делится с читателями в отдельных частях своей трилогии «Пасынок судьбы», которая, к сожалению, в полном виде, из-за отсутствия средств, еще не издана. 

Большой документальный, хронологический материал, по которому можно проследить борьбу участников восстановления ингушской государственности, отдельные ее острые моменты читатель может проследить в книге Султана Хамчиева «Сохранить огонь в очаге», вышедшей в издательстве «Пилигрим» в 2008 году.

 Здесь также представлены публикации из выходившей под его редакторством в тот период газеты «Единство». Необходимо отметить, газета «Единство», учрежденная тогда Сунженским районным Советом Фронта национального согласия, определила своей целью правдивое освещение  истории, содействие  улучшению межнациональных отношений, восстановление ингушской государственности, отдавая  приоритет принципу общечеловеческих ценностей. Судя по содержанию газетных  материалов, публикуемых в данной книге, их тональности и направленности, газета выдерживала свои цели и принципы, что не может не вызывать уважения. Ведь речь идет о сложном историческом отрезке времени.

Султану Хамчиеву, какой бы темы он ни касался, всегда была свойственна здоровая выдержанность, интеллигентность, высокая порядочность. Материалы его несут в себе идеи гуманизма,  равенства  людей и народов перед законом, решительное неприятие насилия, национализма и шовинизма. В его активе много публикаций, посвященных вопросам отторжения ингушской территории в период депортации в пользу Северной Осетии, материалов, отражающих события нового геноцида ингушей в период так называемого осетино-ингушского конфликта. Статьи «Апологеты геноцида», «Галазов в своем амплуа», «Переговоры по-осетински»  и другие показывают в истинном свете события 1992 года, обличают тех, кто убивал, истязал беззащитное, мирное ингушское  население Пригородного района - района, оккупированного  Северной  Осетией и удерживаемого вопреки всем законам, принятым Верховными Советами СССР и РСФСР.

Говоря о неутихающей боли по жертвам геноцида, организованного по заказу Ельцина, он пишет: «…Братское кладбище ингушей между Назранью и Кантышево, в которых похоронены трупы настолько обезображенные, что остались безымянными, на тысячелетия останется напоминанием потомкам об осетинских злодеяниях».

Трагедии, пережитые народом, «пеплом сожженных стучат в его сердце», поэтому он в числе первых  поднимает голос, как в защиту прав родного народа, так и в необходимости увековечивания жертв репрессий. Еще в 1988 году, выступая в газете «Комсомольское племя», Султан Ахметович  предлагает вынести на всенародное обсуждение вопрос о строительстве памятника жертвам сталинизма в республике.

 Со страниц назрановской газеты «Путь Ленина» в 90-е  годы  призывает общество  не идти на поводу провокационных слухов и действий  тех, «кто, спекулируя на ингушском вопросе, пытается  нажить политический капитал в предвыборной борьбе, любой ценой стать во главе ингушского движения».

«Мы боремся за восстановление нашей автономии в составе России. Мы за парламентский путь решения ингушского вопроса, а этот вопрос решается на самом высоком уровне, - пишет он. – Оргкомитет, избранный на 2 съезде ингушского народа, ведет неустанную работу в этом направлении. Только единство народа, спокойствие, выдержка помогут нам».

С большими трудностями сталкивалось движение за восстановление государственности, если не сказать с противодействием, с самого начала. Было множество больших и малых эпизодов в этой истории. Все эти случаи имеют свою историческую ценность, несмотря на кажущуюся с первого взгляда незначительность. Вот один из таких показательных случаев.

Касаясь периода кропотливой работы членов Народного Совета по образованию Ингушской Республики и, в частности, проведения  всенародного референдума Султан Хамчиев вспоминает, что с риском для жизни ему пришлось объявить по  чечено-ингушскому телевидению о результатах проведенного референдума, а именно о том, что ингушский народ проголосовал за образование Ингушской Республики в составе России. Телевидение к этому времени уже контролировали вооруженные дудаевцы, которые желание ингушей иметь республику в составе России рассматривали чуть ли не как предательство или преступление против них и их генерала. Узнав о том, что он выступил с таким объявлением, они набросились на него прямо в здании телевидения и только благодаря молодым людям ингушской национальности, которые  помогли ему от них отбиться, он смог уйти невредимым.

Замечательные факты жизни С.Хамчиева не исчерпываются одним лишь его участием в данном движении. Он много и плодотворно работает как до, так  и после образования республики на ниве науки и образования.

Как разностороннюю  творческую  личность его волнуют вопросы культуры, образования, возрождения духовно-нравственных ценностей ингушского народа. Все эти темы находят отражение в его публицистических и научных работах.

Он  неоднократно  поднимает вопрос обучения школьников на родном языке на начальном этапе образования. Ибо уверен, что только обучение на родном языке может обеспечить понимание учителя и ученика в нулевом классе. Ведь дети приходят в школу, совершенно не зная русского языка, что же они на нем смогут полноценно усвоить, задается он справедливым вопросом.

Необходимо сохранять язык –  бесценное достояние народа, считает С.Хамчиев, подчеркивая при этом, что воспитание подрастающего поколения должно строиться с учетом национальных особенностей. «Нет абстрактной личности, не выросшей из национальной почвы. Национальная почва – это опыт народной жизни, народного воспитания, это национальные традиции, сложившиеся веками, оказывающие огромное влияние на развитие  и формирование личности», - подчеркивает он. Интернациональное воспитание может  проходить успешно только при соразмерном его сочетании с национальным. В противном случае  велика опасность превращения «в стадо космополитов без корней, без языка, без культуры», - рассуждает педагог и ученый в своих публикациях  разных лет.

Есть довольно много познавательного, носящего глубокий воспитательный характер в его многочисленных работах. Они, без сомнения, интересны не только для тех, кто профессионально занимается вопросами образования, культуры, но и для каждого, кому небезразличны свои истоки, свой язык, своя Родина.

Книга Султана Хамчиева «Возвращение к истокам» (2000 г.), на мой взгляд, может служить настольной для ингушей. Ее чтение не только знакомит тебя с  частью богатой историей нашего народа, с его легендарными героями разных времен и поколений. Она обогащает, внутренне облагораживает, заставляет гордиться тем, что ты являешься маленькой частью великого ингушского народа. Она также ставит  читателя  перед ответом на вопрос – а что сделал я, чтобы быть достойным наследия прошлого.

Султан Ахметович Хамчиев – человек действия. Вопрос о смысле жизни, о том, ради чего каждый живет на земле для него не праздный. В годы, когда потребовалось  встать на защиту своего народа, восстановление исторической справедливости по отношению к ингушам, Султан Ахметович был в первых рядах самых активных  участников этого движения. Его труд, направленный на восстановление ингушской государственности,  сохранение истории и воспитание поколений является огромным вкладом в историю народа.

 
По теме
По инициативе Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» путём субсидирования из федерального бюджета на период 2023-2024 гг.
С 15 марта по 5 апреля текущего года еженедельно по выходным в Ингушетии проходят продовольственные ярмарки, организованные Минсельхозом республики при поддержке администраций городов и районов.
Правительство России по поручению Президента страны увеличило размеры специальной социальной выплаты для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, райцентрах и малых городах.
В соответствии со ст.20.3.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности,
Арест квартиры представляет собой запрет на распоряжение этой квартирой.        В рамках уголовного судопроизводства, в том числе досудебного производства, возможно наложение судом ареста на квартиру,
В республике обсуждают возможность проведения в рамках 100-летия ингушской государственности еще одного мероприятия – фестиваля холодного оружия «Кинжал» с конными скачками.
В 136 школах региона в рамках проекта патриотического воспитания граждан России введены ставки советников директора по взаимодействию с детскими общественными объединениями.
1F8A2447.JPG - Правительство Республики Ингушетия В правительстве республики прошло заседание координационного совета по взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи при Главе Республики Ингушетия под председательством министра
Правительство Республики Ингушетия
Ингушские пограничники совместно с УФСБ России по республике выявили и пресекли противоправную деятельность гражданина, организовавшего незаконное пребывание иностранных граждан на территории региона.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры