В гостях у редакции «Ингушетия» основатель боевого искусства «Шод сан лат» Магомед-Гирей Сукиев.
— Магомед-Гирей, приветствую тебя в нашей редакционной гостиной. Ну и, как ты догадываешься, речь пойдет не только о твоем спортивном прошлом и настоящем, хотя начнем именно с этого. В детстве я, как и все мои сверстники, пытался заняться спортом. Но ни тогда, ни, тем более, позже спортсмена из меня не вышло. Обожаю бокс, но... по телевизору. Что мне помешало стать спортсменом? Ответ лично для меня очевиден — моя банальная лень. А как думаешь ты, что большинству людей мешает дружить со спортом, и какие качества необходимы человеку, чтобы занятия спортом стали для них нормой жизни?
— За многих ты уже ответил сам. Лень — универсальный яд. На самом деле все гораздо сложнее. Если человек не осознает необходимость в занятиях спортом, будь он трижды «герой труда», он не будет заниматься спортом. Возможно, ты обратил внимание на эмблему «Шод сан лат», в ней есть элемент, напоминающий солярный знак (как на ингушском флаге), только состоящий из трех частей и символизирующий три ипостаси человека: Дух, Разум, Тело. Так вот, чтобы человек занимался спортом, необходимо, чтобы эти три категории от него этого «потребовали». Однако, занимаясь боевым искусством, а не просто спортом, человек еще и создает устойчивую «обратную связь», то есть гармонизирует эти человеческие ипостаси. Кстати, многие не понимают разницы между боевым искусством и спортивным единоборством. Это два разных мира. Первое может породить второе, но обратного процесса быть не может. ДНК разные.
— Большинство из нас считают, что всё предначертано свыше, и в этом есть рациональное зерно. Есть и другая категория — люди, которые живут сегодняшним днем, не особо уповая на «завтра». Иные считают каждый час и миг, дорожат любой мелочью. Какие из них ближе тебе по духу?
— Мне нравится, когда и то, и другое «в одном флаконе». Совсем не обязательно, чтобы эти две категории противоречили друг другу. Скажу, пользуясь твоей лексикой: вне всякого сомнения — «все предначертано свыше», но именно поэтому надо «считать каждый час и миг, дорожа любой мелочью».
— Не собираюсь льстить, но ты человек уникальный: два высших образования. Выпускник ХАИ им. Н. Е. Жуковского, факультет СУЛА (1985 г.) Офицер ВВС в запасе. В прошлом — инженер-конструктор, начальник КБ, командир спецподразделения, инструктор парашютно-десантной подготовки. 37 лет занимаешься боевыми искусствами и единоборствами, доцент и почетный профессор Казахской академии спорта и туризма. Тренер-преподаватель. Увлечения: поэзия, философия, психология. И это всё о тебе...
— Нет, не обо мне. О щедрости Всевышнего!
— Но ты еще и создатель целой философии в спорте. Когда ты загорелся желанием создать свое детище «Шод сан лат»? Это твои амбиции, желание пропиариться, во что мне верится с трудом, или это патриотизм? И что такое «Шод сан лат» в твоем понимании?
— Если бы я шел на поводу своих амбиций, то я бы шел другим путем, более выгодным и гарантированным на успех. Мог бы продолжить служебную карьеру, которую я начал с полковничьей должности еще в 1993 году. Возможностей утолить амбиции было достаточно. Пиар? Ты сам сказал, что не веришь. Ингушский «яхь» у меня в крови, но к мотивации создания «Шод сан лат» он не имеет отношения (он имеет отношение к моей борьбе с упорством обреченного за право «Шод сан лат» на жизнь). Все очень просто, я по образованию, как ты уже отметил, инженер-конструктор, офицер, преподаватель и тренер. И это совпало с моими призваниями и с тем, что я люблю делать в этой жизни. Я генетически предрасположен к изобретательству. Опять — ДНК (смеётся). А «Шод сан лат», в моем понимании, — это «Шод сан лат». Все сублимировано в его названии.
«Шод сан лат» — не просто боевое искусство, не просто выверенные и четкие удары, а философия жизни. Это — четко ориентированная на ингушский менталитет стратегия и концепция развития нашего народа. Любая область жизнедеятельности человека соответствует определенным математическим законам, законам движения, которые работают вне нашего участия. И когда мы их осознаем и создаем структуру, начинаем двигаться намного быстрее к намеченной цели, меньше допускать промахов.
Кстати, один из переводов с ингушского слова «шод» — узел. То есть, если мы сейчас оставим в стороне все расшифровки «Шод сан лат», как боевого искусства, а возьмем другие грани жизни нашего общества, то «шод» — это та же категория социальная, политическая. Не зря же говорят «узел противоречий», «узловая проблема». Так вот, «Шод сан лат» надо рассматривать как математическую формулу, — говорит Магомед-Гирей Сукиев. — Это, своего рода, образ жизни, метод воспитания подрастающего поколения, как это было, скажем, в монастыре Шаолинь. В случае же с «Шод сан лат» речь идет о том, чтобы подростки не только учились боевому искусству, но получали знания, формировали характер, учились строить взаимоотношения с окружающими их людьми, быть почтительными к старшим, давать отпор наглецу, уважать женщину. Если коротко — становились высокообразованными, воспитанными людьми, нацеленными на построение будущего нации, республики.
— Наша встреча в гостях у бывшего замминистра МВД республики Мурада Оздоева запомнилась репликой его юного племянника Микаила. Послушав твою речь, мальчик без всякой иронии произнес: «Смотри, умный!» Это вызвало всеобщий смех. Но, как говорится, устами младенца...
Как твои мысли перекочевывают на бумагу, я имею в виду стихи, которые ты пишешь? Особенно мне понравились эти, называются «Три источника»:
В лабиринтах познаний,
Недоступных этрускам,
Я ума изваяние
Обустроил на русском.
В унисон горным рекам,
То пенясь, то игриво,
Билось сердце абрека
По-ингушски, строптиво.
А священная Мекка
Заповедной мечтою
До скончания века
Завладела душою.
=
Вот так идут по жизни
В связке:
ингушский,
русский
и арабский.
— Если бы люди знали, как возникают стихи, то не было бы поэзии. Перекочевывают они на бумагу, когда вхожу в определенное состояние. Когда мое сопереживание доходит до «точки росы» (термин из физики, но очень точен и красив). Поэтому пишу «редко, но метко» (смеётся).
— Ты человек самодостаточный. Но в приватном разговоре с тобой я заметил некоторую усталость, грусть и даже опустошенность. Мол, недооценили, нет продвижения, а главное — завис проект по укреплению и внедрению в массы национального вида спорта «Шод сан лат». Или я не прав?
— Усталость — не порок... Хотя, зараза, имеет свойство накапливаться. Она самый преданный спутник творческого, одержимого человека. Что касается грусти, то, как сказал кто-то из мудрецов: «Знания преумножают скорбь». Можно с этим спорить, но то, что автор в этой фразе имел в виду, я понимаю. Могу лишь добавить — знания множат радость, если они служат созиданию и напоминают о Творце. Что касается «Шод сан лат», то и здесь все в длани Аллаха. Он видит мои намерения. Если бы «продвижение» зависело от моих благодарных и талантливых учеников, влюбленных в «Шод сан лат», а не от «кабинетов», дело бы пошло куда быстрее. И еще, у нас много богачей, но мало богатых людей.
— Расскажи о своей семье. Кто чем занимается, есть ли у тебя опора в жизни, на кого ты полагаешься? Есть ли у тебя дом, в котором можно писать стихи, супруга, которая наверняка заслужила покой после твоей такой беспокойной жизни?..
— О моей семье известно всем... в ней шесть человек, я — самый старший (улыбается). Среди них есть и жена. Одна. Детей — «дважды-два». Эта нехитрая арифметика и есть моя опора. А стихи пишу... ты прав, в своем доме писал бы чаще. Но и на это — воля Аллаха!
— Ну и традиционный вопрос, — какие планы?
— В августе 1987 года, вернувшись в Грозный после девятилетнего отсутствия (институт, армия), я создал военно-патриотический клуб «Дедал». Основная цель была в том, чтобы подготовить юношей к армейской службе и заниматься спортом. Мы осваивали сразу три направления: кикбоксинг, тейквондо, ушу. Параллельно пропустил ребят через ЦПАК (парашютные прыжки). Это был интернациональный клуб (русские, чеченцы, ингуши, армяне и др.). Сейчас, благодаря Интернету, мои ученики, ставшие давно взрослыми (у них уже свои дети растут), активно общаются между собой, судьба их разбросала по всей России и зарубежью.
Возникла идея возродить этот клуб и отпраздновать юбилей — 30-летие, который состоится в будущем году. Все мои ученики собираются приехать на это мероприятие. Но зал этот необходимо восстановить, от него после боевых действий остался один корпус с крышей. Мои ученики, живущие в Грозном, хотят обратиться к Главе своей республики с просьбой помочь в восстановлении легендарного клуба, который воспитал многих известных спортсменов, тренеров, функционеров и просто хороших людей. Надеюсь, что и наша сторона примет участие хотя бы в организационной части этого дела. Мы собираемся после торжеств, посвященных юбилею, совершить автопробег на внедорожниках (под флагами России, ЧР и РИ) из горной Чечни в горную Ингушетию, по маршруту Великого шелкового пути.
Магомед Зангиев