Регионы России поляризуются, отрыв от Москвы нарастает — эксперт

Современная городская среда другим регионам просто не по карману, заявила эксперт

Москва , 24 января 2018 , 11:05 — REGNUM     Социально-экономическое положение регионов в 2017 году несколько улучшилось по сравнению с 2016 г. В большинстве из них продолжался рост промышленности, в половине регионов выросли инвестиции. Такое мнение высказала ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Наталья Зубаревич , передает корреспондент ИА  REGNUM .

Сохраняется низкий уровень безработицы. Однако доходы населения, как и жилищное строительство, сокращались в большинстве регионов. Концентрация инвестиций в столице и ведущих нефтегазодобывающих регионах, а также геополитический приоритет бюджетных инвестиций в Крым усиливают поляризацию территорий. Отрыв Москвы по доходам бюджета от остальных регионов нарастает.

Социально-экономическое развитие регионов

Ситуация в экономике

Осеннее замедление и без того слабого экономического роста проявилось и в регионах. Рост промышленности в январе-ноябре 2017 года замедлился до 1,2% по отношению к тому же периоду 2016 г. ода, а в обрабатывающих отраслях почти остановился (0,4%). Количество регионов со спадом промышленного производства сократилось до 15, наиболее проблемными остаются Республика Бурятия (-14%) и Чукотский АО (-7%).

Среди регионов с развитой промышленностью небольшой спад сохранялся в Ханты-Мансийском АО (-1%), Республике Коми (-2%), Ивановской области (-3%). Самые же высокие темпы роста показали Архангельская (18%), Ярославская, Калужская, Московская области (13−15%), то есть регионы обрабатывающей промышленности со значительной долей ВПК или восстанавливающегося автопрома. Значительный рост производства отмечался в главном регионе добычи газа — Ямало-Ненецком АО (10%), а также в газодобывающей Астраханской области (32%).

В Дальневосточном федеральном округе быстро росли Приморский (19%) и Хабаровский (12%) края, однако два наиболее развитых промышленных региона — Сахалинская область и Якутия — были близки к стагнации (1−2%). В целом доля Дальнего Востока в промышленном производстве России остается небольшой — около 4%.

В обрабатывающей промышленности спад в январе-ноябре наблюдался в 14 регионах, хуже всего динамика в Бурятии (-18%). Это нетипично для России, обычно география спада в обрабатывающих отраслях шире, чем в целом по промышленности. Основная причина — осеннее снижение производства в добывающих отраслях, прежде всего в нефтяной, при более стабильной ситуации в обрабатывающих.

Инвестиции

По данным за три квартала 2017 года, инвестиции выросли на 4,2% к тому же периоду 2016 года. Максимальными темпами роста по-прежнему выделялись геополитически приоритетные регионы — Республика Крым (рост в 4,2 раза) и г. Севастополь (в 2,4 раза). Доля бюджетных инвестиций в общем объеме Крыму превышает 80%, бизнес туда не идет.

Общий рост инвестиций обеспечен в основном за счет столицы страны и ведущих нефтегазодобывающих регионов. В условиях экономической стагнации и высокой неопределенности бизнес инвестирует преимущественно в регионы с явными конкурентными преимуществами — агломерационными и сырьевыми. Столица сконцентрировала 11,5% всех инвестиций в РФ, а два важнейших нефтегазодобывающих автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) — почти 15%, быстро росли инвестиции и в новом нефтегазодобывающем регионе — Якутии.

Территориальная структура инвестиций усиливает сырьевой характер российской экономики и преимущественное положение столицы, чьи инвестиции из сверхбогатого бюджета в основном направляются на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство городской среды.

Строительство жилья

В жилищном строительстве в январе-ноябре сохранялась отрицательная динамика (-4%). Наиболее сильный спад произошел в Северо-Кавказском (-24%), Сибирском (-13%) и Дальневосточном (-8%) федеральных округах. Ввод жилья немного вырос только в Южном и Северо-Западном федеральных округах, в последнем — за счет Ленинградской области (24%) и Санкт-Петербурга (3%).

Спад сохранялся в 46 регионах , то есть более чем в половине. Среди регионов с большими объемами ввода жилья отрицательная динамика сохранялась в Москве (-18%), Воронежской (-19%), Новосибирской (-21%), Тюменской (-12%) и Свердловской (-2%) областях. Замедлился спад в Краснодарском крае (-4%), а в Ростовской области и Дагестане он прекратился.

Помимо северной столицы и ее пригородов ввод жилья увеличился в Московской области (7%), на которую приходится почти 12% всего вводимого в стране жилья, а также в Самарской области (11%), слабый рост имели Татария и Нижегородская область. Жилищное строительство быстрее восстанавливается на юге и в городах-миллионниках Поволжья.

Но самые высокие темпы роста в Республике Крым (в 2,6 раз), и не только из-за эффекта низкой базы — доля Крыма вместе с Севастополем превысила 1% ввода жилья в стране. Спрос населения на недвижимость в Крыму с большой вероятностью будет расти, многим российским гражданам нравится жить у южного моря в комфортном климате.

В 2018 году жилищное строительство начнет выходить из кризиса и в других регионах России, благодаря значительному росту ипотечного кредитования в 2017 году.

Торговля

Оборот розничной торговли медленно рос со II квартала 2017 года (за январь-ноябрь — на 1% к тому же периоду 2016 года) также благодаря увеличению потребительского кредитования, реальные доходы населения продолжали сокращаться. По данным Росстата, спад розничной торговли сохранялся только в Уральском федеральном округе (-1,5%), а рост был более заметным на Северном Кавказе (2,7%) и в Центре (2,2%).

Достоверность данных по Северному Кавказу относительна, так как в республиках много открытых рынков с плохо учитываемым оборотом торговли, поэтому применяются статистические дооценки. Измерения розничной торговли по отдельным регионам еще менее точны, но тенденция улучшения видна — доля регионов с положительной динамикой увеличилась до 70%.

Рынок труда

Ситуация на региональных рынках труда тоже немного улучшилась . Доля занятых неполное рабочее время сократилась в III квартале 2017 года до 2,6% по сравнению с 3,1% в конце 2016 года.

Количество регионов с повышенной неполной занятостью уменьшилось, эта проблема длительное время сохраняется в Республике Крым (6,2%), г. Севастополь (4,8%), Ульяновской области (5%), Пермском крае, Кировской, Нижегородской и Томской областях, С.-Петербурге (более 4%).

Долги по зарплате

Объем просроченной задолженности по заработной плате в 2017 году в целом по стране относительно невелик и почти не менялся в течение года. Более значительную просроченную задолженность по заработной плате на одного среднесписочного занятого имели регионы Дальнего Востока: Приморский край, а с осени — и Хабаровский край, ухудшилась ситуация в Амурской области.

Уровень безработицы по методологии МОТ в сентябре-ноябре 2017 года оставался низким (5,0%) и даже сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года (5,3%). Небольшое снижение уровня безработицы за год произошло в части регионов Центра, где он и так низкий, а также в некоторых регионах с повышенным уровнем безработицы (в республиках Марий Эл, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Курганской области, Алтайском крае).

Доходы населения регионов

Негативная тенденция — продолжение спада реальных денежных доходов населения (-0,8% за январь-октябрь 2017 года). Краткий период небольшого роста доходов в августе и сентябре сменился спадом в октябре и ноябре. Более устойчивый рост возможен в начале 2018 года в связи с объявленной властями индексацией заработной платы бюджетников и пенсий, но он вряд ли будет существенным, индексация составляет только 4%.

Региональные данные не всегда объяснимы. Тем не менее спад реальных доходов перестал быть всеобщим, в январе-октябре они выросли в 16 регионах, сильнее всего — в Республике Крым (14%), медленнее — в республиках Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Алтай и в Амурской области (на 3−5%).

Среди регионов с растущими денежными доходами населения преобладают высокодотационные и слаборазвитые. Объяснить это можно тремя причинами: повышенной долей занятых в бюджетном секторе (зарплаты в социальных отраслях росли быстрее для выполнения указов президента), медленной оптимизацией расходов бюджетов на социальную защиту и выплату пособий (что поддержало доходы населения), повышенной долей занятых в неформальном секторе экономики (заработки в нем рассчитываются методом статистических дооценок и могут завышаться).

В целом социально-экономическое положение регионов в 2017 году немного улучшилось по сравнению с 2016 годом. Однако кризис не закончился, доходы населения сокращались в большинстве регионов, как и жилищное строительство, поляризация развития усилилась.

Доходы и расходы бюджетов регионов

Доходы консолидированных бюджетов регионов России за январь-октябрь 2017 года выросли существенно, на 8,8% по сравнению с тем же периодом 2016 года. Позитивную динамику обеспечили выросшие на 11−14% поступления налогов на прибыль и на имущество, стабильный рост НДФЛ и увеличение трансфертов.

Несмотря на экономическую стагнацию почти на 15% выросли поступления налога на совокупный доход, который платит малый бизнес. Существенно сократились только поступления акцизов из-за изменения пропорций их распределения в пользу федерального бюджета.

Быстрее всего росли доходы бюджета Ненецкого АО (на 60%) из-за эффекта низкой базы, связанного с обвалом в 2016 г., и Республики Крым (52%) благодаря росту трансфертов в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом и появлению крупных налогоплательщиков, что увеличило поступления налога на прибыль в 3,5 раз. Рост доходов Калининградской области на 42% обусловлен ростом трансфертов на 81%, они выделяются для компенсации потерь компаний-резидентов особой экономической зоны из-за пересмотра льгот после вступления России в ВТО.

В числе лидеров также Ямало-Ненецкий АО, Астраханская и Кемеровская области (24%), Белгородская (19%) и Калужская (17%). Но самую большую прибавку получила Москва — рост доходов на 15% добавил столичному бюджету 240 млрд рублей, по итогам года доходы бюджета города превысят 2 трлн рублей. Это каждый пятый рубль доходов бюджетов всех регионов.

Только в 13 регионах доходы бюджета сократились , сильнее всего в Сахалинской области (-24%) из-за резкого снижения налога на прибыль (-44%), а также в Республике Ингушетия (-18%) вследствие сокращения трансфертов на 22%. В 2017 г. пострадали бюджеты еще двух нефтедобывающих регионов — Томской области и Ханты-Мансийского АО (-7−8%) из-за сокращения поступлений налога на прибыль в каждом из них на 40%.

В Ханты-Мансийском АО ситуация просто загадочная: поступления налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) сократились в шесть раз (с 26,8 до 4,6 млрд рублей, а в Москве поступления от КГН также загадочно выросли в 2,3 раза (с 39 до 90 млрд рублей). Доходы бюджета Кабардино-Балкарии снизились на 9% из-за сокращения акцизов и трансфертов, снижение доходов в Чукотском АО на 7% обусловлено почти двукратным падением налога на прибыль. У каждого проблемного региона свои печали.

Расходы консолидированных бюджетов регионов России в январе-октябре 2017 гола выросли на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократили расходы только 16 регионов . Вдвое более высокими темпами по сравнению с динамикой всех расходов бюджетов росло финансирование национальной экономики и ЖКХ. В расходах на национальную экономику заметна поляризация — каждый пятый регион их значительно увеличил, а треть регионов сократила из-за бюджетных проблем.

Быстрее всего росли расходы на экономику в Республике Крым (89%), Калининградской области (75%), в республиках Чувашия (57%) и Ингушетия (44%). Динамика расходов на ЖКХ также разнородна, но крайне нестабильна — год от года лидеры и аутсайдеры меняются. Наиболее устойчив только столичный приоритет расходов на благоустройство: в январе-октябре 2017 года бюджет Москвы увеличил эти расходы на 30%, на долю столицы приходится 61% всех расходов бюджетов регионов на эти цели. Современная городская среда другим регионам просто не по карману.

Только г. Севастополь стремится быть похожим на Москву, расходы его бюджета на благоустройство выросли в 3,8 раза.

Приоритеты в социальных расходах в 2017 году изменились. Быстрее всего росли расходы на физкультуру и спорт (23%), чемпионат мира по футболу не за горами. Однако среди лидеров роста не только регионы, в которых он будет проходить, но также г. Севастополь, республики Крым, Карачаево-Черкесия и Тува (рост в 2,2−2,4 раза). Значительный рост расходов на культуру в большинстве регионов может быть связан с повышением заработной платы бюджетникам в этой сфере, а также с предстоящими выборами.

Рост расходов на образование чуть выше инфляции, но по сравнению с предыдущими годами это уже неплохо. К тому же количество регионов, снизивших расходы на образование, сократилось до минимума (республики Кабардино-Балкария, Тува, Удмуртия, Коми, Якутия, Карелия и Сахалинская область). Власти этих регионов сокращали инвестиции в человеческий капитал из-за бюджетных проблем.

Динамика расходов бюджетов регионов на здравоохранение и социальную политику несопоставима с предыдущими годами, так как в 2017 году произошли изменения в бюджетном классификаторе. Почти во всех регионах страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения были перенесены из статьи «здравоохранение» в статью «социальная политика». Чтобы корректно измерить динамику расходов по этим двум статьям, страховые взносы на ОМС неработающего населения были исключены при расчетах из статьи «социальная политика» и добавлены в статью «здравоохранение».

Пересчет показывает, что расходы бюджетов регионов на здравоохранение в январе-октябре 2017 года выросли на 6%, однако изменения бюджетной отчетности вынуждают оценивать динамику с осторожностью.

Пересчет показывает, что расходы на социальную политику (социальную защиту населения) в январе-октябре 2017 года остались на уровне 2016 года, а в 35 регионах они сократились. В предыдущие годы соцзащита, в которой более 70% расходов приходится на пособия населению, не подвергалась оптимизации.

В 2017 году регионы России оптимизировали социальные выплаты населению, ужесточали правила для получателей пособий с целью ограничения доступа и не проводили индексацию многих пособий. Минфин требует сбалансировать расходы и доходы бюджетов, возможностей у регионов не так много, и оптимизация расходов на соцзащиту — одна из них. Министерство труда и соцзащиты разработало методику выплат пособий населению с учетом нуждаемости, регионы должны пересматривать и ужесточать свои критерии. В результате фискальные приоритеты одержали победу над электоральными.

Превышение роста доходов регионов над расходами позволило снизить дефицит бюджетов . По данным за январь-октябрь 2017 года, его имели только 22 региона (в тот же период 2016 года — 33). Лидируют по масштабам дефицита Республика Мордовия (24%), г. Севастополь (17%), а также Кабардино-Балкария и Еврейской автономная область (13%). В Хакасии дефицит уменьшился до 9%, республике выделили дополнительную помощь из федерального бюджета. В 2017 году дефицит стал проблемой в Томской области (-8%) из-за резкого сокращения поступлений налога на прибыль.

Стабильно дефицитны бюджеты Республики Калмыкия, Костромской и Псковской областей (5−8%), в этих регионах слабая бюджетная политика дополняется слабым ростом доходов. К концу 2017 г. количество регионов с дефицитом бюджета должно было вырасти, поскольку на декабрь приходятся основные расходы по оплате госконтрактов.

Однако проблемных регионов будет меньше, чем в 2016 г. — они постепенно учатся сводить концы с концами.

Проблема долга регионов России и муниципалитетов также немного смягчилась, его объем с января до начала ноября сократился на 8%. Однако динамика долга поляризуется — регионы с меньшей долговой нагрузкой его сокращают, а с максимальной — наращивают. На начало ноября 2017 г. самые проблемные регионы те же: республики Мордовия, Хакасия, Карелия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Костромская и Смоленская области. В Мордовии огромный долг дополняется максимальным дефицитом бюджета, проблема возврата долга усугубляется.

В структуре долга 43% составляют сверхдешевые бюджетные кредиты, доля дорогих кредитов банков сократилась до 32%. Однако в Костромской, Орловской, Астраханской, Псковской, Ивановской, Ульяновской областях, Республике Кабардино-Балкария основная часть долга — кредиты банков. На его обслуживание расходуется значительная часть бюджета: в Хакасии — 9%, в других регионах с высокой долговой нагрузкой — от 4 до 6%, это серьезная ноша.

Минфин планирует резко сократить объем бюджетных кредитов в 2018 году и свести их к минимуму в 2019—2020 гг. Чтобы получить пролонгацию возврата ранее полученных кредитов на 5−7 лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше инфляции и сокращать неэффективные расходы.

Как показывает динамика доходов и расходов бюджетов в 2017 году, сильно закредитованные регионы вряд ли смогут это сделать. И тогда федеральные власти окажутся перед выбором — помогать в критической ситуации или наказывать. И с большой вероятностью задача поддержания политической стабильности останется главным приоритетом: долги простят, трансфертов добавят. В России пока еще не уволили ни одного губернатора за неадекватную бюджетную политику и плохие экономические показатели.

По мнению, эксперта, окончательные бюджетные итоги 2017 года подводить пока рано, но основные тренды видны: доходы растут быстрее расходов, регионы улучшают сбалансированность бюджетов, приоритет расходов на экономику дополнился расходами на спорт и ЖКХ, расходы на человеческий капитал растут медленнее, сопоставимо с темпами инфляции, а расходы на социальную защиту населения оптимизируются более жестко, несмотря на предвыборный период.

Регионы России поляризуются , а отрыв Москвы от остальных регионов по доходам бюджета нарастает. Для федеральных властей главным геополитическим приоритетом в 2017 году стал Крым, трансферты и бюджетные инвестиции туда быстро росли.

 
По теме
В Магасе состоялось внеочередное заседание Народного Собрания РИ, в котором традиционно приняли участие представители муниципальных образований республики и другие официальные лица.
В Магасе состоялось внеочередное заседание Народного Собрания РИ, в котором традиционно приняли участие представители муниципальных образований республики и другие официальные лица.
В Магасе состоялось внеочередное заседание Народного Собрания РИ, в котором традиционно приняли участие представители муниципальных образований республики и другие официальные лица.
Проект «дорожной карты» по снижению безработицы в Ингушетии принят за основу на заседании межведомственной рабочей группы под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой, сообщается на сайте правительства России.
Согласно распоряжению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, Ингушетии выделят дополнительные 30 млн рублей, которые будут направлены на достижение показателей государственной программы «Развитие туризма».
Под брендом Ингушетии будут презентованы: минеральная вода «Ачалуки» в различном ассортименте, натуральный ингушский горный мед от производителя «Мёд-Хамза», известный под брендом «Медовые чудеса Ингушетии», фрукты,
Начался второй этап ремонта автодороги «Зязиков-юрт-Вознесеновская-Моздок» - Ингушавтодор В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» дорожники приступили ко второму этапу ремонта автодороги регионального значения «Зязиков-юрт-Вознесеновская-Моздок», протяженностью более 5 км.
Ингушавтодор
8ef1b78ef551488a260b0753c523292c - Администрация Малгобекского р-на  Программа льготного кредитования высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства под 3% годовых в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO» распространена на малые техно
Администрация Малгобекского р-на
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор