Российская электроэнергетика

 

Субъекты электроэнергетики

 

          К субъектам электроэнергетики в соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

 

    Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.

 

    К организациям технологической инфраструктуры относятся компания, управляющая единой национальной электрической сетью (ОАО «Федеральная сетевая компания»), организация, осуществляющая диспетчерское управление (ОАО «Системный оператор Единой энергетический системы»), межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). В коммерческую инфраструктуру входит ОАО «Администратор торговой системы» и его дочерняя организация ОАО «Центр финансовых расчетов». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.

 

      Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии установленными постановлением Правительства Российской Федерации №643 от 24.10.2003 Правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности. Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Некоммерческое партнерство «Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

 

      В соответствии с федеральным законом №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2011 год) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности  объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).

 

      Вместе с тем на территориях, не объединенных в ценовые зоны, где условий для создания конкурентного рынка электроэнергии и мощности пока не создано (неценовые зоны и изолированные энергосистемы Дальнего Востока и Севера России) ограничений на совмещение видов деятельности нет, при этом реализация электроэнергии и мощности осуществляется только по устанавливаемым ФСТ тарифам.

 

      Так, в холдинг ОАО «РАО Энергетические системы Востока», действующий на территории Дальневосточного федерального округа, входят генерирующие, сбытовые и сетевые компании. По регулируемым ценам (тарифам) поставляется электроэнергия также в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми, а также (с 2010 года) в республиках Северного Кавказа.

 

Диспетчерское управление

 

    Оперативно-диспетчерское управление в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.   

 

      Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.

 

100% голосующих акций ОАО «СО ЕЭС» принадлежит государству.

 

Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии

 

      Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям.  Оба  эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.

 

  Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

 

  Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным, то есть его существенные условия определяются Правительством РФ. Публичные договоры являются обязательными для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.

 

    Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия: 

·                величину максимальной мощности энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения;

·                величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

·                ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя;

·                обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.

 

          Кроме того, Правилами недискриминационного доступа, утверждаемыми постановлением Правительства РФ, определяются основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии.

 

По специфике основных условий среди договоров на передачу могут быть выделены следующие группы: 

 

1)  Договоры «сетевая организация - конечный потребитель».

 

            Договорные отношения с конечными потребителями электроэнергии получили название «прямые договоры на передачу». Таких договоров очень мало. Это вызвано рядом факторов: 

 

  • большинство потребителей имеют договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми компаниями;
  • в условиях перекрестного субсидирования существует сопротивление со стороны гарантирующих поставщиков (энергосбытовых компаний);
  • невозможность расчетов отдельно за услуги по передаче и за потребленную электроэнергию вследствие отсутствия установленных раздельных тарифов;
  • снижение эффективности воздействия на потребителя-неплательщика со стороны энергосбытовой компании в случае заключения «прямого договора».
  •  

      2)  Договоры «сетевая организация - гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация)».

    Отличием договоров данной группы состоит в том, что в них предусматриваются не только условия взаимодействия между сетевыми и энергосбытовыми организациями, но и дополнительные условия, описывающие порядок взаимодействия по обслуживанию большой массы мелких и средних потребителей.

     

    3)  Договоры «сетевая организация - сетевая организация».

    Такой тип договоров должен содержать дополнительно перечень объектов электросетевого хозяйства межсетевой координации, в отношении которых необходимо осуществлять совместный мониторинг эксплуатационного состояния, координацию ремонтных работ и прочие мероприятия.

     

          Для ОАО «ФСК ЕЭС» плательщиками по договору являются владельцы присоединенных к ней сетевых объектов, в том числе иные владельцы ЕНЭС, если они самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии. То есть, территориальные сетевые организации обязаны оплачивать владельцам ЕНЭС, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», их долю услуг по передаче электрической энергии.

     

            Для территориальных сетевых организаций условия взаиморасчетов (направление платежа, размер платежа) по договорам «сетевая организация - сетевая организация» существенным образом зависят от принятой в субъекте РФ модели установления тарифов на услуги по передаче. С 2008 года для всех потребителей, находящихся в субъекте Российской Федерации, стало обязательным установление единых (котловых) тарифов по уровню напряжения.

     

          Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах: 

     

          Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с НВВ сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого потребителя;

  • Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе  на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
  •  

    Два указанных выше принципа отвечают на вопрос, как осуществляется распределение необходимой валовой выручки (НВВ) между потребителями услуг.

     

    Коммерческая инфраструктура рынков электроэнергии

     

      Организация торговли и обеспечение расчетов между участниками оптового рынка электроэнергии является функцией Коммерческого оператора – ОАО «Администратор торговой системы», 100% дочерней компании Некоммерческого партнерства «Совет рынка». Дочерняя организация ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» - ОАО «Центр финансовых расчетов», выступает унифицированной стороной по сделкам купли-продажи электроэнергии и мощности, осуществляет расчет требований и обязательств по договорам купли-продажи электроэнергии и мощности.

    Стоимость услуг Коммерческого оператора контролируется государством.

     

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

     

          Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике», представляет собой сферу обращения особых товаров - электрической энергии и мощности - в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

     

          Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

     

          Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемых советом рынка – саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

     

          Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

     

          В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом особого товара - мощности, иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг, в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

     

    Основные принципы организации ОРЭМ

     

    Основными принципами организации оптового рынка являются:

     

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.
  •  

    Полномочия Правительства России в части регулирования ОРЭМ

     

              В части регулирования оптового рынка электроэнергии и мощности в ведении Правительства Российской Федерации находятся следующие вопросы:

     

  • утверждение правил оптового рынка;
  • установление правил оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности;
  • утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом рынке;
  • утверждение правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроков рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающего перечня представляемой документации, порядка проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений;
  • утверждение основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющих принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике;
  • установление порядка подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка, порядка их отбора и определения равновесной цены оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон;
  • определение и изменение границ ценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России.
  •  

            Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляют:

     

  • государственное регулирование цен (тарифов), в том числе установление их предельных (минимального и (или) максимального) уровней, за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с федеральными законами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов);
  • контроль за соблюдением субъектами оптового рынка требований законодательства Российской Федерации;
  • контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры;
  • установление прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
  • установление обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
  • создание общедоступной системы раскрытия информации на оптовом рынке. 
  •  

    Полномочия НП "Совет рынка" в части регулирования ОРЭМ

     

              Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации:

     

  • саморегулируемая организация - совет рынка (Некоммерческое партнерство «Совет рынка»);
  • коммерческий оператор оптового рынка (ОАО «Администратор торговой системы»);
  • иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры (ОАО «ЦФР»).
  •  

    НП "Совет рынка" осуществляет следующие функции:

     

  • определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
  • разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;
  • организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
  • установление системы и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка;
  • участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;
  • осуществление контроля за действиями системного оператора в соответствии с правилами оптового рынка;
  • осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка и организациями коммерческой и технологической инфраструктур;
  • признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;
  • ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • осуществление контроля за соблюдением покупателями электрической энергии на оптовом рынке обязанности по приобретению определенного объема электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, по цене, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 
  •  

                В целях обеспечения государственного контроля за деятельностью совета рынка уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

     

  • обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка;
  • направляет в органы управления совета рынка вопросы, обязательные для рассмотрения и подлежащие включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания или заседания органов управления совета рынка, к компетенции которых относится решение данных вопросов;
  • принимает решение по обязательному для рассмотрения и направленному в органы управления совета рынка вопросу в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по нему решение. 
  •         Контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе наблюдательного совета совета рынка.

       

    РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ И МОЩНОСТЬЮ

     

                Правила оптового рынка предусматривают возможность заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности и определения цены в таких договорах в ходе биржевых торгов, организуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле, правила биржевой торговли которой содержат соответствующий требованиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка порядок заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевых торгов и определения цены в таких договорах, а также иные условия организации биржевых торгов. В соответствии с Правилами оптового рынка, требования к порядку заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности в ходе биржевых торгов регламентируются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     

     

     
    По теме
             Программные средства (мобильные приложения) родительского контроля, устанавливаемые и на техническое устройство (как правило, смартфон), находящееся в пользовании родителя, и на техническое устройство,
    Персональные данные, содержащиеся в личном кабинете на портале защищены современными средствами информационной безопасности.
    С 2020 года в России появились электронные трудовые книжки. С того момента свыше 3 тысяч работников в Республике Ингушетия подали заявление о переходе на электронную форму записей о своей профессиональной деятельности.
    Персональные данные, содержащиеся в личном кабинете на портале защищены современными средствами информационной безопасности.
    Мобильный сервис «СВЕТ ОНЛАЙН» создан для удобства потребителей электроэнергии, в рамках внедрения современных цифровых решений в передовых отраслях экономики.
    Персональные данные, содержащиеся в личном кабинете на портале защищены современными средствами информационной безопасности.
    В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
    ОФСИН по Республике Ингушетия
    Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
    Роспотребнадзор
    В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
    Газета Ингушетия
    photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
    Министерство культуры