​РУКОПИСЬ НА КУХОННОЙ ПОЛКЕ

Она встает рано утром и занимается обычными домашними делами: приготовлением завтрака для семьи, уборкой в доме, хлопотами во дворе. Много ли, мало ли времени у нее отнимает бытовая суета, но между тем она находит минутку, чтобы вдохновиться простыми житейскими мелочами и записать от руки на клочке бумаги строчку нового стихотворения, детской сказки, пьесы или рассказа, а то и начать главу своего первого романа. Кто она? В литературных кругах Ингушетии ее знают немногие, но те, кто знает, не сомневаются в ее таланте. Ашат Хамчиева – скромная, тихая домохозяйка, создающая поистине народные произведения.

Автор многих полюбившихся зрителю сюжетов юмористического телевизионного журнала «ЗОКХ», таких, как «П1алг», «Сапрат», «Бомбарг», «Ч1ар», «Бегаш», «Сардам», «Сертификат» и др., всегда мечтала связать свою жизнь с литературной деятельностью. С раннего детства Ашат тянулась к перу и бумаге, чтобы передать им переполнявшие ее впечатления об окружающей жизни – излить все высоким литературным слогом.

Все очаровывало Ашат – от опавшей в школьном дворе осенней листвы до белесых горных резцов, очертившихся в утреннем небе. В каждом незначительном проявлении она видела нечто большее, достойное воспевания — будь то тропинка, убегающая вверх по склону, домашний хлеб, испеченный матерью к обеду или скот, возвращающийся с пастбища на закате. Так зрел ее поэтический талант, с которого начинается литературный путь любого писателя.

В школьные годы ее стихи периодически стали появляться в газете «Ленинское знамя», выходившей в г. Малгобеке. Они носили патриотический характер, но при этом стиль изложения был легким и непосредственным, без патетического запала. Юное дарование хвалили учителя, гордясь тем, что такая талантливая девочка учится в их школе. И неудивительно, что после ее окончания, Ашат предложили должность преподавателя русского языка младших классов. Она согласилась и проработала в родной школе около четырех лет.

Ашат хотелось верить, что это лишь затянувшийся промежуточный этап. Впереди были планы – поступление в университет, новые большие произведения, а именно переход на серьезную, взрослую прозу, на создание которой ее долгое время вдохновляли ингушские писатели. Их пример всегда был перед глазами Ашат. Еще девочкой зачитываясь книгами, взятыми из библиотеки тети, небезызвестной ингушской поэтессы Хадижат Орцхановой, Ашат мечтала, как и Ахмед Боков или Идрис Базоркин написать произведения, посвященные нелегкой судьбе ингушского народа. С этими народными певцами Ингушетии Ашат даже довелось познакомиться лично. В 1982-1983 гг. она дважды побывала на Съезде писателей ЧИАССР, где встретилась с Плиевым Магомед-Саидом, Дахкильговым Ибрагимом, Чахкиевым Саидом, Албаковым Джабраилом, Хашагульговым Али, Осмиевым Хамзатом, Озиевым Салманом и многими другими поэтами и писателями, внесших бесценный вклад в развитие ингушской литературы.

Это событие лишь укрепило в Ашат стремление посвятить себя творчеству. Но в то время жизнь молодой девушки сама расставила за нее приоритеты. В двадцать лет она вышла замуж, мечты о карьере писателя пришлось отложить, и тогда казалось, что навсегда. Специфика ингушской семейной жизни взяла свое, но все-таки не отняла самого главного – таланта, зарыть который не удалось.

Многие годы Ашат писала стихи, сказки, пьесы – иногда для себя, чаще для племянников, выступавших с ними в школе. Она снова, как в детстве, исписывала тетради, но потом сжигала — и так каждый раз, пока не поддавшись советам знавших об ее таланте людей, не стала относиться к своему творчеству как прежде более серьезно.

Потребовалось двадцать с лишним лет, чтобы осознать, наконец, простую истину, что именно способность творить, пусть урывками – стала отдушиной в непростой жизни замужней ингушской женщины.

Став женой, матерью, снохой, она углубилась в простой житейский уклад, который со временем стал для нее основным источником вдохновения. Бытовые ситуации, общение с многочисленными родственниками, их проблемы, мысли и поступки — все через призму национальных традиций и обычаев раскрылось новым образом для Ашат, как богатый материал для творческой самодеятельности. Она использовала этот материал не с целью исказить или очернить саму действительность, а изобразить в художественной манере ее одиозность и самобытность. По мнению Ашат, наиболее подходящий инструмент для достижения этой цели – литературный жанр пьеса, в которой каждый красочно и вкусно сыграет возложенную на него роль.

И можно согласиться с тем, что пьеса, как и сценарий, вполне применима для телевизионной версии. В случае с ингушским телевидением – это «ЗОКХ», который Ашат всегда очень любила смотреть. Неудивительно, что сценок для этого тележурнала у нее накопилось достаточно – около четырехсот штук. Не каждый сможет создать для подобной юмористической программы емкий, острый и смешной сюжет, но Ашат в этом деле стала настоящим профессионалом. Она постепенно и робко стала предлагать авторам проекта свои работы, и те были приняты на ура. И впоследствии, большинство новых выпусков «ЗОКХ», выходивших с 2008-2009 годов, были сняты по сценариям Ашат.

Помимо сюжетов для программы, Ашат стала писать сказки, — как на ингушском, так и на русском языках. «Зуб дракона», «Крысиный бунт», «Алмазные слезы» уже поставил на своей сцене ингушский Театр юного зрителя. Своего выхода в свет ждут и другие сказочные произведения, среди которых «Анзор и Альбика», «Вожак», «Заколдованная принцесса», «Фарфоровая кукла». Две сказки даже приобрели иногородние ТЮЗы – из Пятигорска и Волгограда. Странно подумать, но обычная домохозяйка из ингушского села смогла покорить сцены российских театров благодаря своему непосредственному таланту. Ашат, наконец, смогла вновь приблизиться к своей мечте, совсем чуть-чуть, но в ее скромном положении этих нескольких шагов хватило, чтобы порадоваться и осмелиться на написание своего большого произведения. Ашат уже несколько месяцев собирает материал для создания художественного романа под названием «Сабе». Сабе – это имя молодой героини романа, тяжелая жизнь которой разворачивается на фоне важных, острых социальных событий, происходящих в одном селении. Ашат не раскрывает всех деталей будущего произведения, а основательную подготовку перед началом работы объясняет тем, что написание литературного труда стоит колоссальных усилий. И пусть все в нем – выдумка, тем еще сложнее, потому что выдумка не должна резонировать с реальными историческими фактами жизни, которые нельзя не отразить. Вот-вот она приступит к делу, но пока еще неизвестно, сколько времени потребуется на работу и когда книга окажется на полках наших магазинов. Учитывая, что у Ашат нет пока компьютера, и она пишет вручную, процесс, наверняка, будет долгим. Но, благо, есть родственники, которые выразили готовность оказать ей техническую и материальную поддержку. Если говорить о семейных цензорах, то самой ярой из них является родная сестра Ашат – Фатима Тимурзиева, заслуженный учитель России и по совместительству ее самый строгий критик.

Ашат любит делиться своими историями с окружающими, рассказывая их дословно, легко и с улыбкой, потому что большинство из них – добрые, позитивные и забавные. К сожалению, все они – лишь стопка исписанной бумаги, сложенная на кухонной полке по соседству с баночками и горшочками. Кто-то скажет – и что в этом выдающегося? Но все же стоит согласиться, что уж очень это мило и приятно, когда обычная, на первый взгляд, домохозяйка, в довольно зрелом возрасте, сидит в своем маленьком домике за обеденным столом и пишет о нас, простых людях – таких, какие мы есть или могли бы стать.

Лида ЦЕЧОЕВА

 
По теме
Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» дал старт творческому конкурсу «Мы этой памяти верны», посвященному незабываемому подвигу солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны — битве за Ржев.
Историки реставрационной компании «АСМ Групп» обнаружили авторские чертежи каменных оборонительных башен Назрановской крепости, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
Ингушские пограничники совместно с УФСБ России по республике выявили и пресекли противоправную деятельность гражданина, организовавшего незаконное пребывание иностранных граждан на территории региона.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры