С юбилеем, меркурьевцы!

40 лет назад первая ингушская театральная студия вернулась на родину, чтобы создать национальный театр

Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова в  июле 1978 года пополнился выпускниками Ленинградского государственного института театра, музыки и  кинематографии (ЛГИТМиК), первой ингушской театральной студией.

В  состав этой труппы входили З.  Албогачиева, М. Беков, И.  Беков, К. Богатырев, Р.  Боков, Х. Булгучев, С.  Гайсанов, Б. Даскиев, М.  Евлоева, А. Кодзоева, А.  Костоева, Г. Костоева, В.  Наурбиев, Р. Наурбиев, Р.  Салтомакова, Т. Тумгоев, М.  Тхостов, Р. Фаргиева, И.  Чахкиев, Е. Экажева, Л.  Эсмурзиева, Т. Яндиева, а  также Ю.  Алероев, Б.-А. Вахидов, Х.  Исраилов, М. Магомедов, Р.  Шамурзаева и  другие.

Вместе с  ними в  качестве педагога и  куратора находился народный артист Чечено-Ингушетии, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный артист России Магомет Цицкиев. Это была высокая профессиональная школа в  мастерской народного артиста СССР В.  В. Меркурьева и  И.  В.  Мейерхольд  — дочери знаменитого режиссёра В.  Мейерхольда.

Помимо занятий в  институте, вся жизнь ингушской студии проходила в  атмосфере постоянного самосовершенствования. В.  Меркурьев устраивал своим студийцам многочисленные встречи с  именитыми актёрами, художниками, музыкантами, олимпийскими чемпионами, считая это частью образовательного и  воспитательного процесса. Они слушали симфонические оркестры, посещали театры, кино, музеи. Он  сам был глубоко патриотичным и  нравственным человеком. Уважал людей в  погонах, выезжал на  представления вместе со  своими студентами во  многие воинские части Ленинграда и  Ленинградской области. Он  чтил ветеранов и  павших в  боях солдат. «Спасибо вам. Я  испытываю неописуемое чувство гордости, которое не  могу передать словами»,  — сказал Василий Васильевич своим ребятам, которые, под впечатлением увиденного и  услышанного после посещения Пискарёвского мемориального кладбища  — места массовых захоронений блокадного Ленинграда, поникшими возвращались домой.

Позже одна из  его учениц  — Ася Костоева-Абдурзакова возглавит творческую работу среди воинских подразделений, дислоцированных на  территории Республики Ингушетия, представляя им  вот уже в  течение двадцати лет нашу богатую и  неповторимую по  своей уникальности культуру.

Меркурьевцы принимали участие и  в  строительных работах, когда создавался Мемориал жертвам обороны Ленинграда в  1975 году на  Московском проспекте к  30-летию Великой Победы.

«В  день открытия мемориала, это было 9  мая, с  утра шел сильный дождь,  — вспоминает Ася Костоева-Абдурзакова,  — но  людей это не  остановило. Пришло много народа. В  основном это были ветераны. И  они вместе с  нами стояли под дождём. И  вдруг к  12  часам выглянуло солнце. Потрясающая была картина. Чувство гордости за  нашу причастность к  этому памятнику охватывает меня каждый раз, когда я  прихожу туда или проезжаю это место».

Да, студенческие годы ребят были полны вдохновенья, открытий и  ожиданий. Они шаг за  шагом постигали нелёгкие науки, театральное искусство и  между делом складывали свои незамысловатые песни, которые затем становились своего рода гимнами студийцев:

«Дождливой погодой нас встретил Ленинград.

Но  город он  прекрасный. Узнать был каждый рад.

Артистами народными мы  можем и  не  стать,

Но  всё  же нас меркурьевцами будут называть».

Или вот ещё:

«У  нас у  всех одна мечта и  цель у  всех одна.

Помогут стать артистами нам наши мастера.

Нас ожидает наш Кавказ, пусть годы пролетят

И  мы  вернемся в  город наш и  создадим свой МХАТ».

Они исполняли их  всегда и  повсюду, перед экзаменами, перед какими-либо мероприятиями, в  различных поездках или просто в  часы досуга. Эти слова как  бы подстёгивали и  сплачивали  их, служили своего рода гимном для юных дарований, которые понимали важность и  значимость своего присутствия в  одном из  главных театральных вузов страны. Впереди стояла цель  — создать свой, ингушский национальный театр. Василий Васильевич твёрдо верил, что он  сделает это вместе со  своими ребятами. «Я  поеду с  ними в  Ингушетию, поживу там несколько лет, пока мои ребята не  станут на  ноги»,  — вспоминает слова учителя художественный руководитель Ингушского государственного драматического театра Иса Чахкиев. Но  до  наступления этих дней предстояло ещё учиться. Студенты изучали много дисциплин, среди которых был курс по  биомеханике по  системе великого режиссера В.  Мейерхольда. Эта была система, развивающая внимание, восприятие, реакцию, отношение, то  есть всю психотехнику.

Учитель говорил, изучайте свою национальную культуру, и  потом вам легче будет познать русскую и  мировую, а  актёр должен быть всесторонне развитым, интеллектуальным человеком.

«Он  был очень тонким психологом,  — говорит Ася Костоева-Абдурзакова,  — каждого своего ученика видел насквозь, проверял его на  подлость и  предательство. Он  говорил, мне не  надо, чтобы из  вас вышли великие таланты, мне прежде всего надо, чтобы вы  были порядочными людьми, были достойными гражданами своего народа. Он  любил повторять одну фразу: «Будьте выше хамства, подлости и  наглости».

Василий Васильевич внимательно следил за  успеваемостью каждого из  своих студентов, хотел, чтобы его ингушская группа шла в  авангарде всех и  вся. Он  гордился своими лучшими студентами, сильно огорчался за  неуспеваемость других. Но  любил всех за  искренность, за  молодость, за  сплочённость. В  конце каждой сессии Василий Васильевич проводил итоговое собрание, на  котором обсуждались успехи, недочёты и  награждались медалями отличившиеся. Такие медали и  сегодня хранят у  себя сёстры Костоевы: Ася и  Гуля.

В  свободное время или по  выходным супруги Меркурьев и  Мейерхольд любили приглашать студентов к  себе в  гости и  за  чашкой чая вести с  каждым из  них беседы об  учёбе, о  жизни, об  успехах и  неудачах, о  семье, которая с  большими надеждами взирает на  возвращение состоявшегося в  профессии сына или дочь. Он  был для каждого из  них больше чем педагог, он  был и  другом и  отцом семейства, говорят сами студийцы.

«Мы  доставляли ему много хлопот,  — вспоминает Иса Чахкиев. —  Но  большей доброты русского человека по  отношению к  ингушскому народу, чем у  Меркурьева, я  не  видел и  вряд  ли увижу когда-нибудь. Почему он  доверял нам, почему настолько нами гордился? Что  бы мы  ни  сделали, что  бы мы  там ни  натворили, а  парни мы  кавказские, к  тому  же ещё молодые, непредсказуемые, он  всегда защищал, отстаивал и  выгораживал нас. Достаточно было его одного звонка в  обком партии или в  милицию, чтобы решить в  нашу пользу самую сложную, казалось  бы, проблему. «Там к  тебе случайно попали мои ингуши, это какое-то недоразумение, можно было  бы их  привезти. У  нас, понимаете, завтра репетиция»,  — говорил он  в  трубку своим знакомым в  милиции, куда нет-нет да  попадали наши горячие парни. И  их  отпускали, доставляли прямо к  институту.

12  мая 1978 года студенты-выпускники ингушской студии возвращались из  Болгарии, где они пребывали с  короткой постановочной программой в  рамках культурного обмена со  странами социалистического лагеря. На  перроне вокзала их  встретила тяжёлая весть о  смерти учителя, который даже в  последние минуты своей жизни не  переставал думать о  них.

«Как  же там мои ингуши?»  — говорил он  своей супруге, лежа на  больничной койке и  думая о  том, что уже вряд  ли сможет помочь им  создать свой собственный национальный театр. Через пару месяцев после его смерти Ирина Мейерхольд приехала в  Грозный и  всеми доступными ей  средствами пыталась исполнить последнее желание своего супруга и  помочь студийцам осуществить их  заветную мечту.

«В  аэропорту её  встречала делегация. Она отказалась от  гостиницы, предоставленной руководством республики,  — вспоминает Иса Чахкиев,  — и  поехала ко  мне, где жила пару недель вместе с  сыном и  дочерью в  нашей квартире, пока решался вопрос ингушского театра. У  нас с  ней были очень тёплые дружеские отношения. Она называла меня «сынком», а  мою маму, несмотря на  то, что та  была намного младше неё  — «мамочкой». В  быту она была очень простая, старалась даже внести свою лепту в  «кухонную стряпню».

Как-то принесла рано утром целый кулёк пирожков, купила их  рядом на  рынке, и  кричит с  порога: «Мамочка, наливай чай. Я  принесла нам пирожки». Правда, вопрос с  ингушским театром она так и  не  смогла решить. Обошла все кабинеты чиновников, требовала исполнения данного ингушам обещания, но  разбитая и  разочарованная уехала ни  с  чем. Правда, ей  дали в  качестве компенсации «заслуженного деятеля искусств», что её  абсолютно не  радовало. Но, несмотря на  это, наша дружба продолжалась. Она мне прислала в  качестве подарка нож Василия Васильевича, он  лежит у  меня дома, а  маме  — шаль, которая, к  сожалению, пропала. У  меня сохранилась и  добрая переписка с  Ириной Всеволодовной. А  когда я  приехал в  Ленинград поступать в  аспирантуру, она категорически заявила, что я  буду жить только у  неё.

Я  увидел тогда, как скромно жили известные на  всю страну и  за  её  пределами люди. Они вообще не  занимались накопительством. Василий Васильевич так и  был похоронен в  костюме, в  котором ходил на  работу, хотя нам он  купил 30  спортивных шерстяных костюмов, купил тапочки и  физкультурные маты. Всё, что у  него было, было для искусства. Он  себя целиком и  полностью посвятил народу, и  народ это оценил. Когда его хоронили, пришло много людей. Мы, его ученики, стояли в  почётном карауле. Его смерть стала великой утратой для советского искусства».

«Был оцеплен весь Невский проспект,  — вспоминает Ася Костоева-Абдурзакова. —  Это было признание всенародной любви к  человеку-личности. Его любили. Стоило ему появиться где-нибудь, как перед ним тут  же выстраивалась целая толпа. Для каждого он  находил нужное слово и  помогал, если мог это сделать. Он  настолько вошёл в  наше сознание, что мы  после его ухода остались как лодка в  большом океане, потерявшая своего капитана. Мы  думали, как  же теперь сложится наша творческая судьба? Ирина Всеволодовна говорила нам, будьте приличными людьми, и  вы  оправдаете доверие своего учителя».

«Мы  благодарны ему за  всё, что он  сделал для нас,  — говорит народная артистка РИ  Айшет Кодзоева. —  Он  дал нам прочувствовать, что такое настоящая любовь и  отеческая забота. Что роднило его, такого знаменитого, простого русского человека с  нами  — ингушами? Мы  не  знаем. Может, общая трагедия: он  был репрессированным, а  мы  — представителями депортированного народа. Он  разделял боль и  наши чаяния. Он  всем сердцем чувствовал, как трудно ингушам пробивать и  доказывать свою состоятельность, как тяготеют они к  мысли о  создании своего профессионального национального театра. Мы  театр, храм искусства, как он  любил говорить, полюбили благодаря ему.

Он  мечтал увидеть нас актёрами Ингушского театра, и  пусть в  другом измерении, но  этот факт состоялся. Василий Васильевич Меркурьев и  Ирина Всеволодовна Мейерхольд учили нас не  только театральному искусству, но  и  жизни, учили нас видеть душу человека, учили благородству и  достоинству. Они были настоящими. Они остаются в  нашей памяти такими  же светлыми, живыми и  настоящими, какими мы  их  помним».

В  июле 1978 года в  Чечено-Ингушском государственном театре имени Нурадилова чествовали выпускников ингушской студии Ленинградского института театра, музыки и  кинематографии. Они вернулись домой, чтобы держать экзамен перед многочисленными зрителями своей республики. На  торжественном вечере в  Грозном присутствовала и  Ирина Всеволодовна Мейерхольд.

«Родные вы  мои,  — обратилась она к  своим подопечным,  — первые шаги в  искусстве не  бывают легкими. Возможно, даже возникнут обстоятельства, способные посеять семена разочарования, неверия в  собственные силы. Выйти победителями из  критических ситуаций вам помогут любовь к  искусству, преданность театру и  труд».

Для молодых актеров начались гастроли по  республике. Это были трудные, волнующие дни, но  и  вместе с  тем праздничные. Их  встречали как народных героев, их  ждали как дорогих гостей. В  репертуаре труппы были представлены такие спектакли, как «Слуга двух господ» К.  Гольдони, «Двенадцатая ночь» У.  Шекспира, «Коварство и  любовь» Ф.  Шиллера и  «Соловьиная ночь» В.  Ершова.

Они начинали свой творческий путь с  огромным вдохновением! Главным режиссером ингушской труппы был народный артист ЧИАССР Руслан Хакишев. Настоящим лидером стал Магомет Цицкиев, режиссер-постановщик и  педагог, народный артист Чечено-Ингушетии, заслуженный артист России. Он  сумел сплотить молодой коллектив общей идеей, сумел повести их  за  собой и  стать у  истоков создания в  будущем Ингушского государственного драматического театра. А  пока, в  1979  году, состоялась первая премьера ингушской труппы  — «Когда гибнут сыновья» С.  Чахкиева и  Г.  Русакова, которая стала для молодых актеров настоящей школой профессионализма. В  спектакле были заняты народный артист республики М.  Цицкиев, выпускники ленинградской школы Р.  Боков, А. Кодзоева, М.  Тхостов, И. Беков, Л.  Эсмурзиева и  другие. На  следующий день весь мужской состав призвали служить в  ряды Советской армии. Однако часть коллектива во  главе с  М.-Г. Хадзиевым и  М.  Цицкиевым, несмотря ни  на  что, продолжала играть, сохраняя труппу до  возвращения актёров из  армии.

«Мы  учились у  мудрых преподавателей, знавших цену жизни, искусству и  цену высоким человеческим качествам,  — вспоминает Ася Костоева-Абдурзакова,  — и  мы  оправдали их  надежды, надежды своих родителей. Это достойно похвалы. Неважно, что мы  не  все стали актёрами, мы  сохранили самые нежные воспоминания друг о  друге, об  этом периоде нашей юности, а  всё, что связано с  юностью, особо дорого, особо любимо и  почитаемо. Повторю слова из  нашего студенческого гимна: «Артистами народными мы  можем и  не  стать, но  всё  же нас меркурьевцами будут называть!».











Лилия Харсиева
 
По теме
Мустафа Медов (в центре) - Ингушетия Мустафа Медов и Ингушский народный театр Мустафа Медов (в центре) Во всех республиках и многих городах бывшего Союза в 50-х годах сложился довольно значительный круг коллективов,
02.08.2018
AF3I7636.JPG - Министерство культуры Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
22.09.2018
 
Жемчужина Северного Кавказа - Ингушетия Самобытность и национальный характер воплотил на сцене в Башкирии ансамбль «Ингушетия» Государственный ансамбль народного танца Ингушетии выступил с концертом в Башкирской филармонии.
22.09.2018
4700ACB9-6A34-4BC3-8FD5-79B66831BBC7 - Администрация Малгобекского р-на Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
22.09.2018
 
Юбилейный международный кинофестиваль «Золотая Башня» и Дни Москвы пройдут в октябре в Ингушетии - Полпред Ингушетии в Ростовской области Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
22.09.2018
Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
21.09.2018
В Государственном музее изобразительных искусств РИ состоялось открытие выставки коллекционера Абубакара Султыгова - Министерство культуры Вчера в зале декоративно-прикладного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия состоялось открытие выставки коллекции нумизматики,
21.09.2018
 
Десять  комплектов книг «Гимн России в детских рисунках» поступило в дар от Благотворительного Фонда  «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» для незрячих детишек нашей республики.
21.09.2018
20 октября 2018 г. в 11:00 в Доме культуры с.п. Кантышево состоится II-ой Республиканский фестиваль-конкурс исполнителей на национальных инструментах имени заслуженной артистки Российской Федерации Раисы Ахметовны Евлоевой.
21.09.2018
Госархив Ингушетии представляет новое информационное издание «Хранители истории» - Министерство культуры К 100-летию Государственной архивной службы России и к 25-летию Государственного архива Республики Ингушетия Госархивом Ингушетии издана книга «Хранители истории» (сост.
21.09.2018
Жительница республики предстанет перед судом за реализацию некачественной алкогольной продукции - Следственный комитет Следственным отделом по городу Карабулак следственного управления  Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия завершено расследование  уголовного дела в отношении 43-летней местной жительницы.
21.09.2018 Следственный комитет
Профилактическим мерам против распространения наркомании в столице Ингушетии уделяется большое внимание В ГБОУ «Центр образования г.
20.09.2018 Ингушетия
Верховный суд республики не стал менять меру пресечения в виде заключения под стражу 44-летнему жителю республики Рустаму Самбаеву, задержанному по делу о вооруженном нападении на почтовое отделение.
19.09.2018 Ингушетия
В результате дорожно-транспортного происшествия в Сунженском районе Ингушетии на автодороге, ведущей от ФАД «Кавказ» к аэропорту «Магас», по уточнённым данным, погибли шесть человек, в том числе годовалый мальчик,
15.09.2018 Ингушетия
AF3I7636.JPG - Министерство культуры Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
22.09.2018 Министерство культуры
Жемчужина Северного Кавказа - Ингушетия Самобытность и национальный характер воплотил на сцене в Башкирии ансамбль «Ингушетия» Государственный ансамбль народного танца Ингушетии выступил с концертом в Башкирской филармонии.
22.09.2018 Ингушетия
В Национальной библиотеке чествовали Иссу Кодзоева В Национальной библиотеке имени Джемалдина Яндиева состоялся творческий вечер народного писателя Ингушетии, почетного члена Союза писателей республики Иссы Аюповича Кодзоева.
21.09.2018 Ингушетия
Второй республиканский фестиваль-конкурс исполнителей на национальных инструментах имени заслуженной артистки России Раисы Евлоевой состоится в Ингушетии 20 октября 2018 года,
21.09.2018 Ингушетия
Интервью с чемпионом - Ингушетия Азамат Шибилов: «Мечтаю выступать в UFC» Чуть менее года назад ингушский борец Азамат Шибилов стал победителем чемпионата мира по грэпплингу в Баку.
22.09.2018 Ингушетия
Десять спортсменов из спортивной школы сельского поселения Верхние Ачалуки примут участие в Открытых Всероссийских юношеских играх боевых искусств в Анапе.
21.09.2018 Ингушетия
После победы Ислама Опиева на юниорском первенстве мира по греко-римской борьбе в Трнаве впечатлениями от выступления ингушского борца и своими ожиданиями с корреспондентом «Ингушетии» поделился президент региональной Фе
19.09.2018 Ингушетия
AF3I7636.JPG - Министерство культуры Пятый юбилейный международный кинофестиваль «Золотая башня», который является единственным на Северном Кавказе форумом кинематографии, пройдет в Ингушетии 9-13 октября 2018 года.
22.09.2018 Министерство культуры