Он шел по пути, указанному Всевышним...

Он шел по пути, указанному Всевышним...
Он шел по пути, указанному Всевышним...
Фото: www.magas.ru

16 октября текущего года исполнилось 102 года с того момента, как не стало Устаза Батал-Хаджи Белхороева.
Шейх Батал-Хаджи, сын Анарбека Белхороева, родился в 1824 году. Является последователем овлия Кунта-Хаджи Кишиева, суфием, продолжателем суфийского братства зикристов.Родители маленького Бати проживали в местечке Сомйох, недалеко от станицы Нестеровской, на противоположном берегу реки Фортанга, выше с.Даттых, где имелась своего рода крепость с башнями.

Нужно отметить, что от Белхороевых пошли Саадулаевы и Белгороевы из Ачхой-Мартана, Халмурзиевы из с.Кулары Чечни.

С детских лет Бати был спокойным и умным мальчиком. Он никогда не вызывал гнева или злобы, с почтением относился к старшим, был добр и ласков, всегда избегал конфликтов, отличался живостью характера и любознательностью.

Мать Батала Райзет (Забия), которая наблюдала за сыном, верила, что из него вырастет особенный человек, рассказывала о необычном поведении сына, о его божьем даре мужу Анарбеку. Родители маленького Бати чувствовали, что со временем он достигнет высокого уровня духовных знаний, что и случилось в реальной жизни.

Его отец Анарбек был благочестивым человеком, жил на те средства, что зарабатывал сам, помогал другим, несмотря на то, что сам был небогат.

Маленький Батал учился сам, перед ним открывались все новые страницы ислама. Учился он тому, что истинная жизнь – это вероубеждения человека, и он полностью посвятил этому себя и свою жизнь.

Мать маленького Бати замечала необычные приметы, среди которых было и то, что она не заставала сына в люльке.

С возрастом у мальчика появилась способность постигать мысли людей и предсказывать будущее. Его всегда тянуло к религиозному образованию, он самостоятельно выучил Коран. Эта Священная Книга (его Коран) сохранилась до наших дней и находится, как и другие вещи Батал-Хаджи, у Якуба-Хаджи — внука.

Сперва умерла мать Райзет, затем не стало самого Анарбека. Не достигнув 8 лет, Батал-Хаджи стал круглым сиротой, лишился самых дорогих, близких для него людей.

У него остались дяди по отцу — Беки и Саадула. Младший Беки взял племянника на воспитание. Затем Беки уехал в Турцию, хотел увезти маленького Бати, но он отказался, сказав, что счастья на чужбине они не приобретут, поездка нежелательна.

Мы знаем, что все великие устазы и овлия были в свое время последователями своих великих устазов. Они всегда хранили преданность своему устазу. Это наделяло их силой и благодатью.

Устазом Батал-Хаджи стал Кунта-Хаджи, зачинатель тариката кадырийа в Чечне и Ингушетии. Последний активно привлекал его в круг своих мюридов и постепенно передал основы суфийского учения кадырийа.

Шейх Кунта-Хаджи заметил необычные способности Батала. Молва о том, что Баталу покровительствует шейх Кунта-Хаджи, распространяется по всей Ингушетии. Шейх предвидел дальнейшую судьбу Батал-Хаджи и правильность этого выбора доказало время.

Сурхахинский Хаджи горячо поддержал наказы Кунта-Хаджи и его появление было воспринято народом благоприятно, нравственные принципы, которых они придерживались, всегда согревали и согревают людей, вызвали и взывают к добру, очищению и возвышению.

По наставлению Шейха Кунта-Хаджи он обосновался в с.Сурхахи.

В первые годы жизни у Батал-Хаджи были домик из соломы, одна корова. Первой женой была Запака Мейриевна Тангиева (1839 – 1901 гг.) из с.Базоркино, с которой он прожил до ее кончины.

Второй женой стала Арапиева Хади Ташмаровна из с.Экажево, 1881 г., сопровождала Устаза во второй ссылке в г.Козельск. Умерла в 1924 г.

Батал-Хаджи любил своего Устаза Киши-Хаджи, относился к нему с уважением. Как-то при стечении большого количества своих последователей Батал-Хаджи обратился к ним с вопросом: «Своего устаза любите ли вы?» Сотни и сотни ответили: «Да, любим». В ответ он им сказал: «Я так же люблю своего Устаза Кунта-Хаджи».

Батал-Хаджи почитал других устазов, не допускал вражды из-за приверженности человека к другому устазу.

Частым гостем у Батал-Хаджи был Дени Арсанов, который пользовался у него уважением. Когда Дяда появлялся в гостях у Батал-Хаджи, его у калитки всегда ждали и встречали дети, при этом кричали: «Дедушка с белой бородой приехал». Он становился на колени, детвора его окружала со всех сторон, при этом он приподнимал края своего плаща, клал на них бумажные деньги, которые становились легкой добычей детей. За ними с веранды, смеясь, постоянно наблюдал Батал-Хаджи, при этом часто повторял, что Дяда делает богоугодное дело. Детей было немало. Надо отметить, что от двух браков на свет появилось 13 дочерей и 9 сыновей.

В 1911 году Батал-Хаджи и Дени Арсанову в жандармерии г.Владикавказа сообщили о том, что они будут сосланы в Сибирь. Глубокой осенью 1911 года 90-летнего Хаджи вновь отправили в ссылку, спустя 20 лет после первой. Когда он объявил о предстоящем, дети поинтересовались, поедет ли с ними дедушка с белой бородой.

Суровым климатом встретил город Козельск своих ссыльных гостей. Маленькие дети после жаркого Кавказа оказались в тяжелых условиях. Малыши вскоре спросили отца: «Говорил, что приедет дедушка с белой бородой, почему не приехал, когда приедет?» «Эх, эх, — сказал Батал-Хаджи. — Нам дали ссылку, а ему саблю». Он уже знал, что Дяда из Гални предстоит участвовать в газавате.

Ему была дана способность изъясняться краткими фразами и оказывать также воздействие на людей, что сердца их переполнялись почтением к нему и он пользовался уважением.

Хаджи из Сурхахов постоянно оказывал посильную помощь нуждающимся, при этом делал это богоугодное дело, не унижая чести и достоинства нуждающегося.

Батал-Хаджи всю свою жизнь боролся с кровной местью и примерял кровников, а также оказывал посильную помощь нуждающимся.

Ему часто приходилось быть судьей между сторонами, ведущими тяжбу. Он не выносил решения, не выслушав другую сторону, так же как и первую.

Он придерживался умеренности во всем, не проявлял беспечности и действовал должным образом в любой ситуации.

Хаджи из Сурхахов считал, что грешно лгать, воровать, обманывать, пользоваться чужим имуществом без разрешения хозяина, а самое главное – приносить людям страдания.

Он подчёркивал, что необходимо иметь надежду на милосердие и доброту Аллаха и нельзя никогда отчаиваться в Его милости. Часто советовал быть рассудительным, мужественным, милосердным, обладать способностью к прощению и спокойствию духа, постоянным в молитвах, преуменьшать свои достоинства и находить их значительными в другом человеке. Хаджи давал советы о вреде торопливости, зависти и приводил слова из хадиса: «Зависть уничтожает благие деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова».

Устаз Батал-Хаджи очень ценил образованных людей, сам читал Священный Коран, учил читать всех желающих. Еще Батал-Хаджи говорил: «Те знания, что мне даны, всегда со мной, но если бы я знал место, где я смог бы обрести знания, покуда мне неведомые, то если бы у меня не ходили ноги, то я на коленях постарался бы достичь того источника знаний, чтобы вобрать в себя это благо!»

Шейх Батал-Хаджи говорил, что, «основываясь только на Коран, человек может встать на прямой путь и достичь счастья и благополучия в жизни земной и будущей вечной».

Молитва – опора религии, она является вторым столпом ислама и одной из основ этой религии, без которой исповедование ислама невозможно.

Шейх Батал-Хаджи часто подчеркивал, что молитва – мост к счастью, источник блага, свет веры и радости.

О, люди! У молитв есть и свои имена, и свои времена, поэтому делать тщательно омовение, четко произносите «Фатихьа», читайте «Аттахьияту» и совершайте молитву степенно и благопристойно», — говорил Устаз Батал-Хаджи.

Устаз Батал-Хаджи говорил: «Ни мне и ни моему Господу не нужен намаз скорый и притворный, напоминающий образ птичьего клюва с его дробным перестуком, когда она клюет зерно, и такое биение челом есть чистое лицемерие! При подобном исполнении намаз шлет проклятия молящемуся, как бы говоря: «Насколько бесполезно ты меня исполняешь – пусть настолько же будут перечеркнуты Всевышним все твои тщетные усилия!»

Но зато при подобающем исполнении, намаз восхваляет и благодарит молящегося.

Овлия Батал-Хаджи проповедовал молитву, зикр, необходимость труда и воздержания от спиртных напитков и курения табака. Мы должны постепенно молиться о благе в этом мире и в будущей жизни, совершать богоугодные поступки душой и телом.

Устаз Батал-Хаджи говорил: «Посещайте после пятничной молитвы могилы близких, при этом становитесь в ногах покойного, произносите «Бисмилляхи и к1улхаллох1у», тогда покойник вас увидит».

Первым, кто принял тоба от шейха Батала стал житель Насыр-Корта Эка Цороев. Это произошло, когда шейху Баталу исполнилось 40 лет, и к нему снизошел с небес чудесный дар: истина и просветление от Всевышнего.

Обращаясь к человеку, решившему принять его тоба, святой Устаз Батал-Хаджи обязательно спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?» И лишь получив утвердительный ответ, принимал человека в свое братство.

В Батал-Хаджи проснулся дар ясновидения. Все более популярными становились, как и у его наставника овлия Кунта-Хаджи, проповеди о мире, отречении от мирских благ, очищении, благодарении Всевышнего за Его блага и милости.

Перед первой и второй ссылками Хаджи из Сурхахов предупреждал жен о необходимости готовиться к дальней дороге, особенно это касалось детей. Когда жена и близкие спрашивали «почему», он отвечал им, что это испытание ниспослано сверху, это воля Всевышнего. Как и предсказывал шейх Батал-Хаджи, очень скоро они отправились через Беслан в далекую, чужую и малоизвестную Калужскую губернию, и оба раза семью высылали в г. Козельск.

Достоверно известны слова Устаза Батал-Хаджи, произнесённые им перед второй ссылкой: «Я знаю, что должен вернуться назад, хотя жизненный путь мой завершится на чужбине». На следующий день после сказанного, попрощавшись со своими родственниками и мюридами, Батал-Хаджи отправился в Калужскую губернию.

Нужно отметить, что Батал-Хаджи многое предсказал, что впоследствии сбылось. Немало таких примеров. Так Батал-Хаджи знал когда умрет и предупреждал своих близких, что надо собираться домой, это время, отведенное Всевышним, заканчивается.

Провожая гостя – ссыльного Баматгири-Хаджи, вдогонку тихо, чтобы тот не услышал, Батал-Хаджи скажет, что видит его в последний раз: его дни сочтены. В это же время, повернувшись в сторону Батал-Хаджи, Баматгири-Хаджи скажет: «Недолго осталось жить и орстхо». Так и получилось, как предсказал Батал-Хаджи: «его друг, соратник Баматгири-Хаджи скончался 13 сентября 1914 года». Также сбылось предсказание Баматгири-Хаджи о дате смерти Батал-Хаджи.

Более ста лет назад Батал-Хаджи сказал, что «наступят времена, когда будут плакать те, кто имеет детей и те, кто не имеет детей». Его спросили: «Почему будут плакать те, кто имеет детей?» Он ответил: «Потому что не смогут управлять ими. А другие будут плакать от того, что у них нет детей».

Овлия Батал-Хаджи считал, что мужчина ответственен за благо своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам. Он был противником разводов, не одобрял многоженство. Вторую жену взял после смерти первой.

Шейх Батал-Хаджи на протяжении своей долгой жизни с глубоким уважением относился к матери, женам и, безусловно, к детям. Направлял свои усилия на укрепление семьи, создание обстановки спокойствия, сохранение нравственных ценностей, воспитание трудолюбия и духовности. Он подчеркивал, что должно быть уважение детей к родителям и родителей — к детям.

Устаз Батал-Хаджи часто подчеркивал, что человек не обретет в вечной жизни ничего иного, кроме того, что он уготовил себе в жизни мирской. Таким образом, тот, кто творил благое, найдет благое. Тот, кто совершал плохое, найдет плохое.

В мирской суете не задумываемся о смысле жизни, о ее истинных и вечных ценностях. Многие покидают этот мир без необходимых добрых и благих деяний, неподготовленными к вечной жизни. Тем не менее, лучшее богатство – это умение довольствоваться малым, лучшая ноша – богобоязненность, а самое лучшее, что приходит в сердце – это глубокая вера и самое лучшее, что нам дано – это здоровье.

Он часто повторял: «Знайте, нет ничего на этой земле, к чему может привязаться сердце, или того, что заслуживает этого. Все это временно, и оно исчезнет, кто привяжется к временному, тот исчезнет вместе с ним, поэтому сердце правоверного мусульманина должно быть привязано к одному единственному вечному Аллаху и должно помнить, что Аллах с тобой в каждом вдохе и выдохе. Без веры в Аллаха нельзя достичь счастья в жизни земной и жизни будущей. Мы ответственны перед Творцом за свою земную жизнь.

Обладая физическим здоровьем и здравым умом, мы не имеем права не трудиться и зависеть материально от других.

Он сказал: «Я восторгаюсь тем правоверным, который с утра до вечера находился в обществе людей, разговаривающих с азартом, внимательно слушал их речи…и ушел, не проронив ни единого слова».

На того, кто вышел в путь, чтобы проведать больного, подобно частому дождю, низвергающемуся с небес, будут ниспосланы милость и милосердие Аллаха, как по дороге к больному, так и на обратном пути. Когда он делает шаг правой ногой – ему засчитывается милость, когда же он делает шаг левой ногой — с него снимается прегрешение.

Военная администрация Кавказского края, с согласия Его Императорского Величия, подвергает аресту ряд известных религиозных деятелей Ингушетии и Чечни, в том числе и Батал-Хаджи. Нужно отметить, что власть видела растущее влияние шейхов среди верующих ингушей и чеченцев, и этот факт ее настораживал. С целью наказания религиозных авторитетов царские власти использовали так называемую «деятельность» неуловимого народного героя Зелимхана.

Шейхов отправляют в Калужскую, Тульскую и Орловскую губернии. Указанный факт нашел свое подтверждение в документе Департамента полиции под названием «К вопросу о выдворении высылаемых из Кавказского края в Калужскую, Орловскую и Тульскую губернии шейхов и 25 родственников абрека Зелимхана» «…за оказываемые последнему пособничества в дерзких преступлениях» (ГАРФ. Департамент полиции. 5-е производство. №635. Часть 2, п.1).

Высланы, как гласит документ (ст.11(2).Т.11. УЧР.УКР. Кавк.края), сроком на 5 лет вместе со своими семьями житель Назрановского округа – Батал-Хаджи Белхороев, Веденского округа – Баматгирей-Хаджи Митаев, Сугаип-мулла Гайсумов и другие наиболее влиятельные представители шейхов мусульманской секты «Зикра».

В газете «Русское слово» от 17 апреля 1912 года было опубликовано коротенькое сообщение «Шейх Белхороев Батал-Хаджи, уроженец местечка Сомйох, 90 лет, сослан в Калужскую губернию на 5 лет. Вместе с ним были сосланы жена Хадижат и два сына — Магомет (7 лет) и Курейш (4 года). Указанное имущественное положение Батал-Хаджи: дом из 6 комнат с кухней под черепицей, 5 коров, 2 быка, фаэтон, тарантас, 13 000 рублей в банке».

20 апреля 1912 года губернатор Калужской губернии уведомляет Департамент полиции, что «Батал-Хаджи Белхороев, Баматгирей-Хаджи Митаев, Канна-Хаджи, Абдул-Азиз Шаптукаев, Магомед-Хаджи Назиров и другие прибыли в Калужскую губернию» (ГАРФ. Департамент полиции. 5-е производство. №635. Часть 2.Л.114).

В Калужскую область в первый раз Батал-Хаджи был сослан в 1892 году. Тогда ему было назначено это место для поселения на долгие пять лет. Козельск, что следует из рассказов того времени, сохранившихся до наших дней, во многом отличался от родных мест Батал-Хаджи. Но с первых дней от почувствовал приветливое отношение людей, которые прониклись уважением к доброму человеку и его семейству. В их числе был купец 2-й гильдии Павел Онисимович Гайдуков, которому суждено было сыграть важную роль в судьбе Батал-Хаджи. Он оставался добрым другом семьи на протяжении двух ссылок Хаджи. Нужно заметить, что Гайдуков часто гостил у Батал-Хаджи, приятно проводил часы с умным стариком, восторгался его интеллектом, чистотой помыслов, уважал за откровенный и честный характер.

Павел Гайдуков после кончины Батал-Хаджи ходатайствовал перед губернатором Калужской губернии о дозволении отправить тело покойного на родину. В самое короткое время было получено дозволение отвезти тело умершего на Кавказ. Причем этот добропорядочный, высоконравственный человек оказал денежную помощь, хотя его об этом не просили. Это проявление человечности, уважения, милосердия к человеку другой веры и культуры.

«Святой, помоги, у меня девочка умирает, спаси ее, я очень прошу тебя, спаси мою дочь. Врачи бессильны». Просьба купца была не случайной, так как в период первой ссылки Хаджи оказывал нуждающимся помощь и давал предсказания. Спустя годы о нем помнили, относились с уважением, потому и пришел к нему купец за помощью. Батал-Хаджи попросил у жены последний кусочек сахара и кружку оставшейся воды из бурундука, привезенной с Кавказа. Бросил сахар в воду и отдал кружку с питьем купцу со словами «Пусть выпьет дочка, она выздоровеет».

Шейх Батал-Хаджи отдал последнее, и его дети легли спать голодными. Батал-Хаджи сказал им перед сном, что завтра все будет хорошо. Ранним утром в дом Хаджи постучали. Когда открыли дверь, на пороге увидели веселого и счастливого вечернего гостя, купца Павла Гайдукова, который стал благодарить Хаджи за помощь и выздоровление его дочери. В знак благодарности попросил принять от него разнообразные продукты, которые были уложены в подводу, наполненную до краев. В дальнейшем отношения ингуша и русского стали еще крепче. По воле Всевышнего они должны были встретиться, это было испытанием для них обоих на человечность. И это жизненное испытание они прошли достойно.

Климат Калужской губернии для Батал-Хаджи и его семейства стал нелегким испытанием. Взрослые, и особенно дети, много болели. Само пребывание в Козельске, новая обстановка, новые обычаи, нравы, язык влияли на моральное состояние ссыльных. Нужно отметить, что все испытания они прошли достойно. Батал-Хаджи было 93 года, приближался час ухода из этого мира. Он это чувствовал, находясь вдали от родного дома, вдали от того, с чем человек был связан многие годы.

Покидая бренный мир, он привел слова Всевышнего: «Нет человека, который не испытает смерть, все пройдут через нее».

Накануне смерти в г.Козельске Батал-Хаджи обратился к своим домочадцам и сопровождавшим его преданным спутникам со словами: «Пусть меня предадут земле на кладбище в Сурхахах с произнесением громкого зикра теми, кого я определил для этого, еще до приезда сюда. Пусть совершит омовение и весь погребальный обряд, а также ритуал возложения в могилу один из моих преданных, верных и неразлучных спутников во всех моих тягостных скитаниях, а именно Магомед Цороев. Это был сын Цороева Эки – первого обратившегося и принявшего тоба от Батал-Хаджи.

Известие о смерти Батал-Хаджи потрясло всех на его родине. О последних часах его пребывания на этой грешной земле можно прочитать в воспоминаниях, которые дошли до наших дней. Это было всенародное прощание с человеком, полностью отдавшим себя служению Всевышнему Аллаху.

С железнодорожной станции Назрань 25 октября 1914 года тело покойного Батал-Хаджи на носилках понесли в сторону с.Сурхахи. Попрощаться с ним и проводить в последний путь пришли тысячи и тысячи верующих людей. На несколько километров растянулась эта церемония прощания. Это была дань уважения и признания. Похоронная процессия со станции Назрань во главе с Понто Тумгоевым и Г1алиха Арчаковым с громким зикром двинулась в сторону кладбища с. Сурхахи. Жена Батал-Хаджи Хади просила всех, чтобы не топтали чужие наделы во время движения. Каждый, кто пришел проводить в последний путь святого устаза Батал-Хаджи, хотел пройти эту неблизкую дорогу, выразив тем самым уважение.

В своем васкете (завещании) Батал-Хаджи попросил, чтобы Г1алих Арчаков и Понто Тумгоев проводили его в последний путь с исполнением громкого зикра на кладбище с.Сурхахи. Во время разговора Батал-Хаджи обратился к Дресу Евлоеву из с.Сурхахи, который был смущен тем, что не оказался в числе тех, кого выделил шейх, со словами: «Воше (брат), мы в это время будем в другом месте, ты не обижайся». Он, как и предсказывал шейх, ушел в мир иной раньше. А в г.Козельске Батал-Хаджи завещал Магомеду Экиевичу Цороеву, чтобы церемонию предания тела земле исполнил именно он.

Батал-Хаджи известен народу как шейх, овлия. Гробница, где он захоронен (зерат), находится в центре кладбища с.Сурхахи. Это святыня республики, к ней приходят не только представители вирда Батал-Хаджи, но и другие. Во время депортации ингушского народа, в 1944 году, практически все ингушские кладбища подверглись варварскому насилию, чтобы напрочь стереть память о народе. Лишь три надгробных памятника остались нетронутыми этими нелюдями. Чтобы снести гробницу Батал-Хаджи, приложили немало усилий. Многочисленные попытки уничтожить ее так и не увенчались успехом: ломалась техника, люди получали травмы, тракторист лишился рассудка.

Открытие мечети имени Батал-Хаджи дало нам возможность почтить его память в молитвах под ее сводами через почти столетие после его смерти. С какой бы стороны ни шел, но когда вдруг видишь необычайной красоты переливающиеся и сияющие золотыми бликами в солнечном свете купола мечети и святилища — погребение Батал-Хаджи, понимаешь, что ты приблизился к Сурхахи. Работы по облагораживанию этого священного места завершились во многом благодаря внуку Батал-Хаджи Якубу-Хаджи в 2007 году.

Жизнь человека, как считал сурхахинский Хаджи, — это сборы в дорогу. Ее необходимо прожить с чистой совестью и оставить после себя только добро. Дорога жизни, которую он избрал, была трудна. Эта дорога с препятствиями и опасностями, венцом которой стала достойно прожитая жизнь.

Батал-Хаджи Белхороев – избранник судьбы, который оставил после себя сотворенные им же блага для нуждающихся, остался в сердцах людей порядочным, чистосердечным, выдержанным и благоразумным.

Внешность его описывали так: «Приятная борода, облик величественности, набожности и достоинства. Был он среднего телосложения».

Батал-Хаджи за свою жизнь с лихвой испытал тяготы изгнания, лишений. Искренне ценил родину и родню, что помогло пережить две ссылки, окрепнуть духом. Всевышний Аллах в этом указал дорогу добра и терпения.

Батал-Хаджи прожил долго, увидел многое, знал меру всему, спасение видел в словах Пророка (саллалохьу алейхьи ва салам): «Будь скромен в земных потребностях, но обогати свою душу любовью ко Всевышнему. Поистине, ты не будешь в убытке»

Р. Ш. Албагачиев,

заслуженный врач России,

доктор медицинских наук,

профессор

Газета «Сердало»

 
По теме
Представители Ингушетии отправились на второй Большой круг российского казачества, который собрался в Москве в храме Христа Спасителя, сообщили в министерстве по внешним связям, национальной политике,
В 2023 году в Ингушетии разрешили десятки конфликтов и споров на почве кровной мести и бытовой ссоры благодаря усилиям примирительной комиссии при Главе республики и религиозных деятелей.
ХАДИС ДНЯ - Magas.Su Сообщается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Magas.Su
АЯТ ДНЯ - Magas.Su О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день.
Magas.Su
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор