Краткий обзор судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации за апрель 2016 года

Краткий обзор судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации за апрель 2016 года
Фото: www.ks-ri.ru

1. 13 апреля 2017 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление №11-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В.Юревича.

Заявители оспаривали конституционность отдельных положений федерального законодательства.

Оспаривающие конституционность названных законоположений граждане И.Л.Трунов и М.В.Юревич решением съезда политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» были выдвинуты кандидатами в депутаты по одномандатным избирательным округам на выборах в Государственную Думу седьмого созыва, назначенных на 18 сентября 2016 года. Однако их дальнейшее участие в избирательной кампании в этом качестве, включая уведомление соответствующих окружных избирательных комиссий о состоявшемся выдвижении, оказалось невозможным, поскольку постановлением ЦИК Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 25/243-7 выдвинувшей их политической партии было отказано в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на том основании, что согласно этому списку в трех одномандатных избирательных округах – в нарушение части 2 статьи 40 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» – были выдвинуты по два кандидата в каждом. Нарушение установленного названным Федеральным законом порядка выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам ЦИК Российской Федерации усмотрела также в обнаружившемся расхождении между протоколом, которым было оформлено решение партийного съезда о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам в количестве 166 человек, и приложенным к нему списком, содержавшим персональные данные 169 кандидатов.

Суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении административного искового заявления политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» об оспаривании постановления ЦИК Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 25/243-7, как несостоятельные доводы политической партии, ссылавшейся на допущенную при подготовке списка кандидатов техническую ошибку, и пришел к выводу, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, исходя из представленных документов, была лишена возможности принять другое решение.

Заявители, полагая, что при их выдвижении ни политической партией «Российская партия пенсионеров за справедливость», ни ими самими не было допущено каких-либо нарушений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», обратились в суд общей юрисдикции с самостоятельным административным исковым заявлением о признании незаконным постановления ЦИК Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 25/243-7, в принятии которого им было отказано со ссылкой на то, что это постановление адресовано политической партии в целом и не затрагивает прав отдельных кандидатов, включенных в представленный ею список кандидатов по одномандатным избирательным округам, а следовательно, оспаривать его в судебном порядке вправе исключительно сама политическая партия.

Конституционный Суд РФ решил, что оспариваемые положения (часть 2 статьи 40 и часть 10 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них положения позволяют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией если представленные для заверения этого списка документы содержат сведения о выдвижении в некоторых одномандатных избирательных округах более одного кандидата.


2. 18 апреля 2017 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление №12-П по делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки О.И.Гуровой

Заявитель оспаривал конституционность отдельных положений указанных нормативных правовых актов федерального законодательства.

Оспаривающая конституционность названных нормативных положений гражданка О.И.Гурова, проходившая службу в УФСИН по Оренбургской области и имевшая специальное звание «прапорщик внутренней службы», была уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Увольнению предшествовала специальная проверка, в ходе которой было выявлено, что до поступления на службу заявитель приговором мирового судьи была осуждена по части третьей статьи 30 и части первой статьи 200 УК Российской Федерации за покушение на обман потребителей и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере двухмесячной заработной платы. Факт указания в анкете, заполненной при поступлении на службу в учреждение уголовно-исполнительной системы, сведений об отсутствии у нее судимости заявитель объяснила тем, что считала себя лицом, ранее не судимым, поскольку совершенное ею деяние было декриминализовано Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», признавшим статью 200 УК Российской Федерации утратившей силу, т.е. до ее поступления на службу.

Суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении ее исковых требований о восстановлении на службе и взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, со ссылкой на то, что декриминализация деяния не изменяет факта осуждения лица вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, т.е. не устраняет его как основание для увольнения лица, проходящего службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, и что запрет на прохождение осужденными лицами такой службы носит безусловный характер, поскольку связывается лишь с самим фактом осуждения, вне зависимости от снятия или погашения судимости и декриминализации преступления.

Конституционный Суд РФ решил, что оспариваемое положение (пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку он предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.


   

Руководитель Секретариата

Конституционного Суда

Республики Ингушетия                                                                                                                                 З.Х. Накостхоев

 
По теме
1. 11 мая 2017 года Конституционным Судом Российской Федерации провозглашено Постановление №13-П но делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
15.06.17г.  09.00 О проекте закона Республики Ингушетия №63/1-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия» во втором чтении (докл.
В начале мая 2017 года Президентом Российской Федерации  подписан  Закон за №85-ФЗ, которым внесены поправки в статью 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Федеральным законодателем определен перечень поводов и оснований, при наличии которых орган предварительного расследования принимает решение о возбуждении уголовного дела по той или иной статье Уголовного кодекса Российс
В соответствии с Федеральным законом  контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.
В соответствии с Федеральным законом  контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.
Президент Российской Федерации 07.06.2017 подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ст.
Президент Российской Федерации 07.06.2017 подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор