Взялся в очередной раз за тему дорожной безопасности, которая стала во всех республиканских средствах массовой информации одной из самых «популярных» в силу актуальности происходящего на наших дорогах. К сожалению, эта «популярность» уже многим «вылезла боком», и улучшения ситуации не наблюдается. Можно констатировать события, приводить статистику и задавать вопросы большим начальникам из ГИБДД. Можно ехидничать по любому поводу, говорить о коррупции, но никто никого не заставляет мчаться по «сплошной», или выезжать на встречную полосу движения. Это первое и самое главное.
В последние годы в республике заметно возросло число личного автотранспорта. В основном это молодежь, «оседлавшая» железных коней, и по определению, все они окончили курсы водителей, получили водительские права. Это значит, что они не понаслышке знакомы с Правилами дорожного движения, и практику проходили на тех же дорогах, по которым потом носятся без оглядки.
Как проходит обучение на курсах водителей? Изучение этой темы стало продолжением ранее изложенных в нашей газете публикаций на заданную тему. Автошколы в республике есть, есть и желающие в них учиться, несмотря на дороговизну обучения, и по логике вещей выпускники курсов водителей должны быть примером для других. Поневоле задаешься вопросом: почему же не уменьшается число аварий?
Случай поинтересоваться процессом обучения будущих водителей пришел с самой неожиданной стороны. Младший сын поступил в автошколу, и после занятий охотно «просвещает» нас всех, акцентируя внимание домашних на нюансах дорожного движения. От него я узнал, что есть специальные тесты на водительскую грамотность. После общения с ним, сев за руль, я как-то по-другому стал воспринимать дорожную обстановку, лучше стал замечать все дорожные знаки, и чем больше ты двигаешься в правовом русле, тем отчетливее отслеживаешь дорожный беспредел некоторых водителей. Поневоле задаешься вопросом: а где учились езде эти лихачи? В автошколе такому не учат. Почему для кого-то проблема включить поворот? Почему в ночное время многие не переключаются на ближний свет, почему не пропускают пешехода на «зебре», и еще куча других частных «почему». У меня лично большие сомнения в том, что большинство из совершающих аварии учились в автошколе.
Еще должен отметить, что Правила дорожного движения – это целая наука, а с учетом современных реалий в этой науке столько познавательного, что можно каждый день проверять себя тестами. Мне это сначала было любопытно. Была какая-то опаска: я много лет за рулем, проехал не меньше полутораста тысяч километров и всякое видел, а тут схема и три варианта ответов. На помощь приходит логика. Логическое мышление нужно не только на экзамене, но и за рулем. Если вы будете выполнять требования дорожной разметки и знаков, пристегивать ремень безопасности – будете намного увереннее в любой неординарной ситуации, а их на дорогах сколько хочешь. Только за прошлую неделю в авариях погибли 4 человека. (Дала гешт долда царна). Люди разных возрастов. В Ачалуках жертвами дорожно-транспортного проишествия стали два пожилых человека. Одному из них было 56 лет, второму — 53…
Возвращаясь к теме обучения будущих водителей и привития им культуры вождения, хочу сказать, что лихачей хватает везде, и Ингушетия здесь не исключение. Просто надо понимать, что в условиях городского движения особенно нужны повышенное внимание и концентрация. Можно ведь проверить свое зрение, давление, убедиться, что ты способен быть полноправным участником дорожного движения. Периодически проверять себя на знание Правил дорожного движения и тем самым освежать свою память. Еще один немаловажный вопрос – техническое состояние вашего авто: тормоза «с первого качка», электрика, резина, габаритные огни и фары. Чтобы ночью вам навстречу не неслось неизвестно что, с одной включенной фарой, и пока это авто не приблизится не знаешь правая это, или левая фара. И на этот счет есть обязательные рекомендации. Для тех, кто забыл это положение, напомним, что если в правой фаре перегорела лампа – вы можете продолжать движение, но если же перегорела лампочка в левой фаре – вы должны остановиться и переставить лампочку из правой фары в левую. Горящая лампа в ночное время обозначает габариты вашего автомобиля, что повышает вашу же безопасность.
Еще хотелось сказать о необходимом контроле родителей за своими детьми, управляющими автомобилем. При желании это не составит большого труда. Если ваш сын вечером приехал с работы, ему надо отдыхать, и при выезде его из дома, если это не касается семейной необходимости, спросить у него, куда и зачем на ночь глядя он едет. Объяснить, что в такой поездке нет необходимости. Зачем зря жечь и без того дорогой бензин, зачем сажать в свое авто «безлошадных» друзей-товарищей и «гарцевать», бравируя своим положением? Может, этот молодой человек идеальный водитель, но на дороге немало «чайников», для которых нет ограничений. Каждое ДТП должно чему-то учить, чтобы такое впредь не повторялось, но это пожелание так и остается благим намерением, и помочь себе может только человек за рулем. Для этого надо просто уважать себя, соблюдать Правила дорожного движения, и не создавать другим водителям проблемы. Все просто и понятно.
М. Ханиев