Вера, Надежда, Любовь.

Вера, Надежда, Любовь.
Фото: serdalo.ru

Депортация:

Казалось бы, какое отношение имеют эти традиционные три слова — определения к теме депортации? Но это только на первый взгляд. Все долгих тринадцать лет изгнания ингушам выжить помогали вера, надежда и любовь. Вера в Аллаха, Надежда на справедливость и Любовь к своей родине.

Все годы со дня возвращения на родину мы чтим это понятие депортации, помним о ней, думаем о ней, скорбим и честим тех, кто сотворил это злодеяние.

О том, что трагедия остаётся и останется в вечной памяти народа говорит и тот факт, что сегодня и родившиеся в последние двадцать лет, не видевшие этого горя, имея в виду депортацию, говорят: «Когда нас сослали…» Не «когда вас сослали», не «когда наших родителей и дедов сослали», а когда «нас сослали»! Это чувство сопричастности к трагедии, перенесенной их дедами и прадедами. Это залог того, что в памяти народа не сотрутся эти долгие годы бесправия и чудовищной несправедливости. Не сотрется в памяти подвиг отцов, совершенный ими вопреки здравому смыслу.

Не каждый сможет при таком отношении к себе остаться верным идеалам добра, мира, справедливости, трудолюбия и любви к родине, однажды предавшей это его чувство.

Мы много наговорили и наговорились о страшных моментах самой депортации и ее последствий. И это естественно. Об этом нужно говорить, во-первых, чтобы никогда не повторилось, во-вторых, чтобы помнили. Событие, перепахавшее жизнь народа, который до сих пор ведёт отсчёт с этого времени, как по примеру словосочетания «до нашей эры» и «нашей эры», не может забыться и не имеет на это права.

В духе иезуитской традиции, депортация была совершена в день Красной Армии и Военно-Морского флота — 23 февраля. Другим народам тоже этот кровавый подарок подносили то в международный женский день, то в день рождения революции, то под новый год. Чтобы праздник испортить, чтобы они не захотели их отмечать: ведь это день трагедии. У меня нет доказательств, но почему-то мне кажется, что для ингушей и чеченцев этот день защитников Отечества был выбран не случайно. Сталин, как мало кто из его окружения, знал о том, какими воинами были наши деды, когда они были в составе России. Совсем свежи были воспоминания о вкладе ингушей с оружием в руках в установление Советской власти в крае. Об этом писали в те годы много и часто. Стереть из памяти народа день защитников Отечества, отнять у народа желание праздновать его под тенью сотворенного с ним в этот день — в этом была соль задумки.

Но не получилось. Мы чтим обе эти даты: один как день трагедии, другой — как праздник защитников

Отечества. Для многих ингушей обе даты памятны как день личной трагедии и как праздник. Ведь тысячи и тысячи ингушей прошли через армейскую службу и до сих пор служат в разных регионах необъятной страны. Парадокс, что сегодня многие идут на все ухищрения, чтобы пойти в армию, а не избежать этой службы. Бывает во многих ситуациях наоборот…

Когда мы вспоминаем тех, кто защищал на фронте

Отечество, невольно закрадывается риторический вопрос: а как они воевали и отдавали свои жизни, даже после того, что узнавали о постигшей весь его народ и его родных жестокой и несправедливой участи? И ведь продолжали воевать, меняя имена и фамилии, выдавая себя за воина другой национальности, идя на всяческие ухищрения. Таких примеров масса. Один из таких воинов Николай – Зяудин Гайтукиев и поныне здравствует.

Никто не бросил винтовку или автомат, не воткнул штык в землю, когда узнавал о том, что случилось с его родными и близкими.

Уверен, знай Уматгирей Барханоев о готовящейся для его народа расправе, он бы продолжал защищать это Отечество. Дожившие до депортации участники боев, победив врага, потом шли за своим народом в Казахстан.

Сегодня мы имеем 56 Героев Советского Союза — наших земляков, активно участвовавших в защите

Отечества. Невозможно перечислить всех, достаточно назвать Джабраила Картоева, Японца Абадиева, Руслана Гудантова, Абдуллу Цороева, Мурата Оздоева, Ахмета Мальсагова, Ширвани Костоева и многих — многих других.

Придя с фронта не домой в Ингушетию, а в холодную Сибирь, они разделили судьбу своего народа, своих родителей, родных и близких. Не озлобились на власть и Отечество. Просто жили мирной жизнью. Часто приходилось читать о том, как тот или иной незаслуженно и даже заслуженно репрессированный из недепортированной нации слезно просил власть имущих восстановить его в партии, в правах, вернуть награды или дать новые. Не знаю случая, чтобы вернувшиеся с фронта ингуши просили об этом. Они стойко переносили тяготы нахождения в ссылке, не роптали. Мы не сможем никогда до конца почувствовать их боль. Но они не роптали, не кляли родину. Ведь не Россия и её народы были виноваты в их трагедии, а власть того времени в её персонифицированном или коллективном виде.

Когда в первой половине 50-х годов ингушей стали вновь брать в армию, сотни юношей ринулись на службу в Вооруженных силах. И честно служили. Шли и в мирное время и в немирное для определенных стран, где наши войска выполняли свой интернациональный долг. Достаточно одного Афганистана, давшего Героя Советского Союза Руслана Аушева и десятки других выживших орденоносцев и погибших смертью храбрых.

Не озлобился и сосланный годовалым ребёнком как враг народа Суламбек Осканов, и в прямом смысле этого слова отдал свою жизнь за Отечество и стал первым Героем России. Он просто спас и сохранил жизнь сотням мирных граждан посёлка Хворостянка Липецкой области. Совсем недавно мы отметили 25-летие его подвига.

Восприняли как должное и обязательное службу

Отечеству в военной форме все наши земляки, начиная от рядовых и сержантов и кончая генералами Магомедом Султыговым и его сыном Русланом, Хаджибикаром Укуровым, Муссой Цечоевым, Ахмедом Хашагульговым, Русланом Дзейтовым.

И в середине той войны и потом нас старались отсечь от службы в армии. Не получилось. Слишком сильна была тяга к службе

Отечеству, стремление быть в числе её защитников. Есть уже примеры службы в армии в мирное время наших девушек. На днях мы видели студентку Военного университета Хаву Амриеву. Видно, перед её глазами стоял пример служения Родине Аси Тутаевой и других девушек-горянок.

В 2000 году мир удивился подвигу соединения Юнус-Бека Евкурова при выполнении спецзадания в Косово. И в результате появился ещё один Герой России.

Эти и многие другие подвиги совершались представителями депортированных народов и их сыновьями и внуками. И этот процесс невозможно прервать или запретить. Как нельзя народу запретить жить и верить.

Всем памятны слова, сказанные одним из стариков, обратившегося к группе высылаемых ингушей в минуты их смятения от вопиющей несправедливости со словами: «Нас не сошлют туда, где нет Аллаха!» И народ понял.

И само ингушское духовенство, не имевшее в те годы оформленного единого управления, чтобы получать какие-то инструкции поведения со своей паствой, с первых дней, не сговариваясь, не имея связей между собой, чтобы согласованно действовать, совершило подвиг, сумев сохранить единство нации на почве единства религии, единство разбросанного на необъятных просторах Казахстана и Киргизии народа. Именно духовенство помогло сохранить национальную идентичность, не позволило раствориться среди многократно превосходящих по численности народов Казахстана, ассимилироваться, потому что знало, что народ вернется к родным очагам. И вселяло эту уверенность в народ.

Единство и сплоченность народа сохранились и на уровне населенных пунктов, где доводилось жить нашим землякам. Не случайно жившие в Казахстане рядом ингуши, не связанные прежде никаким родством, все последующие годы чувствуют себя кровнородственными братьями и сестрами. Их сплотила общая беда и общая тяга к возвращению домой.

Все долгих тринадцать лет, наравне или даже вместо традиционного ингушского приветствия «как дела», звучал вопрос: «Когда мы едем домой?»

Скрываясь, стараясь избежать огласки и запретительных мер от ретивых атеистов, наши сограждане отправляли свои религиозные обряды, не потеряли веру, как в его религиозном, так и светском понятии. Сохранили культуру, обычаи и традиции, показывая живущим с ним народам образцы унаследованного благородства и высокой нравственности. И не случайно, напуганные априори бериевской пропагандой местные жители вскоре прониклись уважением к людям, обезличенно названным спецпереселенцами. И это уважение было взаимным. Только при таком взаимном отношении мог великий казахский поэт Олжас Сулейменов сказать: «О ингуш! Мою землю прости!» Мало о ком так можно написать, и мало кто так напишет. Не банально недружелюбное «понаехали тут», а просьба о прощении в том, в чем просящий не виноват. Это и есть высшая степень благородства. Тем более это так выглядит на фоне тех фактов, когда другие не принимали ингушей, вернувшихся в свои дома через тринадцать лет…

Подавляющее большинство населения в первые месяцы и годы не смогло получить работу и приходилось выживать, нарушая закон, чтобы не умереть с голоду самим или детям. Сказывалась шедшая впереди них пропаганда. Но вскоре и коренные жители, и местная власть убедились в лживости этих обвинений и характеристик. И появилась работа – источник существования.

Творческая, научная и техническая интеллигенция, вначале вынужденная трудиться на самых тяжелых и низовых работах, начиная от камнетесов и банщиков, вскоре стала востребованной и смогла найти применение своему мастерству на ответственных участках, пусть и не тянущих на уровень их навыков и способностей.

Надежда на справедливость, которая рано или поздно наступит, подвигла творческую интеллигенцию на создание трудов, как говорится, «в стол». Не знаю точно, когда написаны стихи Хамзата Осмиева «Мяхках ваьнна арахь лелаш», ставшие популярной песней, но явно они отражают мнение большинства ингушей в годы нахождения в ссылке. Анонимно писал пьесы и побеждал в конкурсах Идрис Базоркин. Стихи писали другие поэты. Ученые думали над своими изысканиями.

Неимоверная тяга ингушей и других депортированных народов домой породила в Кремле постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 8 января

1945 г. и союзного Совета министров от 24 ноября 1948 г., указа президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г., которые объявляли, что они сосланы навечно и не имеют права вернуться на места прежнего проживания, предусматривали суровое наказание за попытки побега на родину.

Такие документы не могли бы появиться, если бы ингуши смирились со своей участью. Только действенная ностальгия по родной Ингушетии могла подвигнуть власть к такого рода ограничениям.

Но и они не могли остановить ингушей в стремлении домой.

Даже сознавая ясно, что возвращение на родину состоится обязательно, ингуши строили долговременные жилые дома, устраивали детей на учебу, играли свадьбы. Умирая на чужбине, многие перед смертью просили перенести их останки на родовые кладбища, как только будет получено разрешение на репатриацию. Они верили в возвращение народа домой.

Удивляют ингуши, строившие дома на новом месте в Казахстане, будучи уверенными, что им разрешат вернуться на родину. Не помню, чтобы кто-то из депортированных ингушей не построил за тринадцать лет себе жилой дом. И это во времена, когда нельзя было получить достойную работу, не было понятия о бизнесе, не могли выехать за пределы населенного пункта, где проживал.

Сегодня мы часто видим, как взрослый мужчина, имея силу и здоровье, десятилетиями ждет, пока государство построит ему дом и осаждает все инстанции просьбами и жалобами.

Когда наступала пора возвращения домой, ингуши продавали свои дома за бесценок и выезжали домой, в родную Ингушетию.

Со свойственной им наивностью и верой в доброго «царя-батюшку» ингуши продолжали писать во все инстанции письма с просьбой вернуть их на малую родину. В конце 40-х годов к международной общественности обращалась немногочисленная ингушская и чеченская диаспора в странах Запада. В начале 50-х годов в Москву пошёл поток писем от ингушской и чеченской интеллигенции с просьбой восстановить ликвидированную в 1944 году автономию. Следом шли ходоки и добивались приёма у высокого начальства.

По-прежнему наивно верили в «мудрость коммунистической партии», участвовали в выборах в советы, не имея права быть избранными.

Когда наступила так называемая «оттепель», ингушам вновь отказали в праве вернуться и предложили создать «полноценную», по их мнению, автономию в местах ссылки в гораздо больших размерах. И вновь ингуши не согласились на этот вариант. Альтернативы возвращению домой не было.

И в январе 1957 года, ровно 60 лет назад республика была восстановлена. Но фактическое возвращение людей началось задолго до официального разрешения. Разумеется, никаких условий не было для них создано, но их ждала родная, пропитанная кровью и потом им самими или их родителями, земля.

Во многих родных местах их откровенно не ждали новые незаконные «хозяева» или не подпускали туда на пушечный выстрел.

Возвращающиеся домой ингуши прошли через многие препятствия, нацеленные на то, чтобы как можно меньше репатриантов вернулось в свои дома, в свои города и села. Но желание жить на родной земле, любовь к родине, брали верх.

На тему трудного возвращения ингушей можно написать целые исследования, настолько эти события были насыщены драматизмом и примерами патриотического порыва тысяч ингушей. Достаточно вспомнить, как в буквальном смысле этого слова, вживались в землю ингуши, возвращающиеся в село Ангушт (Тарское). Когда их не пустили в своё село и в свои дома, они стали рыть норы в земле у подножия склона по пути в село и жили в них. Именно такое мужество и такой патриотизм заставили власти согласиться с их требованиями и позволить им жить в своём селе.

Возвращаясь домой, ингуши постарались интегрироваться в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь по месту нового-прежнего проживания.

История доказала, что ингуши, как и другие «наказанные», по терминологии Александра Некрича, народы ни в чем не были виноваты перед страной и ее населением.

Автор этих строк перелопатил более сотни книг на тему коллаборационизма, разных прежде умалчиваемых сторон и страниц Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И по ним легко убедиться, что ингуши ни в чем не изменили своей присяге, данной России 247 лет назад. И доказывать ничего и никому не должны были более семидесяти лет назад, как не обязаны и сейчас.

Конечно, многих оскорбляют продолжающие выходить в книгах и других источниках публикации о «народах -предателях», к числу которых относят и нас. Но это неисправимо. Пыхаловы, полторанины, терещенки и иже с ними будут писать в таком же духе. И совершенно бесполезны попытки убедить их в обратном.

Ингушский народ живёт и будет жить на своей исторической родине. 25 лет назад он получил своё вожделенное национально-государственное образование в виде Республики Ингушетия. Созидательный труд всего народа, истосковавшегося по работе на себя, на свою республику, даёт свои плоды. Сегодня Республика Ингушетия — равный среди равных субъект Российской Федерации, и по многим позициям находится в лидерах.

Это как раз то, о чем мечтали наши отцы и деды, подвергшиеся репрессиям 73 года назад, к чему они стремились, о чем мечтали те, кто как в военное, так и в мирное время стоял на защите Отечества.

И наш долг — помнить и чтить их гражданский и боевой подвиг в совпавшие День защитников Отечества и день депортации Ингушского народа.

У.ЭНбеков

«Сердало» № 23

 
По теме
В связи с предстоящим юбилеем 100-летия образования ингушской государственности, Министерство культуры напоминает о Республиканском конкурсе на создание лучшей композиции, в рамках подготовки к юбилейному праздничному мероприятию.
Источник фото: Фото редакции Полиция от местной жительницы узнала, что женщина, которая назвалась Светланой Федоровой, под предлогом продажи посредством соцсетей мебели, бытовой техники и посуды, в 2022-2023 гг.
Источник фото: Фото редакции Национальный проект «Демография», как известно, нацелен на улучшение благосостояния семей за счет мер финансовой помощи, которые будут способствовать повышению рождаемости,
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов проверил, как ведутся восстановительные работы в многоквартирном доме, который пострадал в ходе проведения контртеррористической операции в Карабулаке.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
С постоянным развитием технологий и возрастанием сложности задач, перед которыми стоят государственные структуры, использование цифровых решений и инструментов становится все более актуальным и необходимым.
Новая школа в с.п. Сурхахи открыла свои двери для учеников. Теперь у юных жителей сельского поселения есть достойные условия для получения знаний, социализации, духовного и физического развития и др.
Источник фото: Фото редакции По информации отделения, уже второй раз представители регионального управления федеральной службы безопасности страны передали общественникам свыше двадцати тонн продуктов длительного хран
В Назрани в 2025 году планируется обустройство 4-х общественных территорий - Республика Ингушетия Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов в своем телеграм-канале призвал жителей проголосовать за выбор дизайн-проекта территории по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды».
Республика Ингушетия
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
Газета Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор