Молодая Ингушская Республика остро нуждалась в воздушном сообщении с Москвой, а через нее и с другими регионами России, ближнего и дальнего зарубежья. Постконфликтная ситуация перекрыла шоссейное и воздушное сообщение через Владикавказ, аэропорт Чечни также был неудобен в силу нестабильной ситуации здесь в начале 90-х годов.
20 ноября 1992 г. Постановлением Администрации Сунженского района Ингушской Республики №273 аэропорт «Ингушетия» был зарегистрирован как государственное авиапредприятие. Аэропорт был создан на базе аэродрома Ставропольского высшего летного училища ПВО, имевшего старую взлетно-посадочную полосу, радиотехнические средства связи и посадки с просроченными сроками эксплуатации, склад ГСМ с проржавевшими емкостями и маленький аэровокзал, приспособленный из технических помещений военного аэродрома.
ОАО «Аэропорт Магас» расположен в 30км. северо-восточнее г. Магаса на западной окраине г. Сунжа и в 2 км. юго-западнее железнодорожной станции «Слепцовская».
Открытие аэропорта вызывало недовольство со стороны некоторых государственных и политических деятелей Чечни. 23 ноября 1992 г. председатель комитета по иностранным делам Чеченского парламента Юсуп Сосланбеков выступил с заявлением, что Чечня категорически против строительства аэропорта для Ингушетии вблизи станицы Орджоникидзевская, так как «такое благое по сути решение задумано осуществить на территории чеченского государства, нанося ущерб его национальным интересам, используя в качестве базы военный аэродром чеченских вооруженных сил». (Асуева, с. 23)
В январе 1993 г. в ст. Орджоникидзевская (ныне г. Сунжа) открыт аэропорт «Ингушетия» с регулярными рейсами в гг. Москву и Ростов-на-Дону. Началась регулярная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации типа ЯК-40, АН-24, АН-26. После реконструкции аэродрома в 1994 – 1995 гг. и регулярные рейсы на самолетах ТУ-134, ЯК-42, АН-12, АН-72.
Новые авиационные федеральные законы поставили вопрос о необходимости строительства нового аэропортового комплекса, отвечающего современным требованиям. В противном случае аэропорт был бы закрыт как несоответствующий авиационным нормам.
И по заказу Правительства Республики Ингушетия швейцарской фирмой в 1996-2002 гг. был построен новый аэропортовый комплекс с необходимыми зданиями и сооружениями, современным оборудованием и радиотехническими средствами, обеспечивающими взлет и посадку любых типов воздушных судов.Были введены в эксплуатацию новый аэровокзал, VIP-зал, искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП), командно-диспетчерский пункт, места стоянки воздушных судов, радиотехнические системы посадки, система светосигнального обеспечения посадки, дальний и ближний приводные радиомаяки. 3 июня 2001 г. состоялось открытие нового комплекса зданий и сооружений аэропорта «Магас».
Аэровокзал аэропорта «Магас» имеет все необходимые помещения и оборудование для пограничного, иммиграционного, таможенного, ветеринарного и санитарно – карантинного контроля, предусмотренного для пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Искусственная взлетно-посадочная полоса класса «Б» позволяет принимать и выпускать воздушные суда любого класса, оснащена радиотехническими средствами взлета и посадки, со светосигнальной системой взлета и посадки известной фирмы «Идман» и другими сооружениями и оборудованием имеет возможность обеспечивать внутрироссийские и международные пассажирские и грузовые рейсы, с соблюдением всех действующих российских и международных норм и стандартов. В перспективе существует возможность создания на базе аэропорта «Магас» крупного авиатранспортного узла (хаба), способного конкурировать в сфере обеспечения международных транзитных пассажиро- и грузопотоков.
Пропускная способность искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта — 5 воздушных судов в час. Возможное количество обслуживаемых пассажиров: 150 человек в час. Возможный объем переработки грузов: 100 тонн в час. Аэропорт принимает и обслуживает воздушные судна следующих типов: Боинг-737-400/500/800, Airbus-А318/319/320/321, ТУ-154, Ту-134, Ил-76, ИЛ-18, Як-42, Як-40, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Bombardier CRJ-100/200 и другие иностранные ВС 3-4 класса, а также вертолеты всех типов.
1 сентября 1999 г. Распоряжением Президента Республики Ингушетия аэропорт «Ингушетия» переименован в аэропорт «Магас».
7 марта 2000 г. состоялась первая посадка большегрузного самолета ТУ-154 в аэропорту «Ингушетия», чем была подтверждена возможность аэропорта получить статус международного аэропорта.
22 марта 2005 г. Президент Ингушетии М.Зязиков сообщил, что правительство России выделило Ингушетии пять самолетов, в том числе три уже в текущем году. (Информационный вестник Администрации Президента РИ. 1 квартал 2005 г. с. 42).
6 апреля 2008 г. в аэропорту «Магас» приземлился первый ингушский самолет Ту-134.
Это первый самолет Ту-134, принадлежащий республике, который введен в эксплуатацию после переоборудования на Минском авиазаводе, который был передан в собственность Ингушетии Правительством Российской Федерации.
5 марта 2006 г. из-за аварийного состояния взлетно-посадочной полосы работа республиканского аэропорта «Магас» была приостановлена.
На период ремонта взлетно-посадочной полосы, авиарейс «Ингушетия – Москва» и обратно выполнялся из аэропорта г.Нальчика Кабардино-Балкарии. Полеты из аэропорта Ингушетии были возобновлены в июне 2006 г.
26 июня 2009 г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ о передаче из федеральной собственности в собственность Ингушетии 100% акций ОАО «Аэропорт «Магас»».
16 ноября 2009 г. из аэропорта «Магас» был совершен первый международный рейс самолета. Первыми пассажирами международного рейса стали 156 паломников, совершающих паломничество в Саудовскую Аравию. С тех пор вылет паломников в Саудовскую Аравию осуществляется из аэропорта «Магас».
27 декабря 2011 г. в аэропорту «Магас» со 116 пассажирами на борту совершил посадку самолет марки «Боинг» авиакомпании «ЮТэйр».
Это первый регулярный рейс данной авиакомпании по маршруту: Москва (Внуково) — Ингушетия — Москва (Внуково).
11 февраля 2012 г. Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров подписал Указ о присвоении ОАО «Аэропорт «Магас» имени легендарного летчика, Первого Героя Российской Федерации генерал-майора Суламбека Сусаркуловича Осканова.
4 июня 2012 г. в аэропорту «Магас», который назван именем первого Героя России Суламбека Осканова, состоялась церемония открытия памятника в его честь. Это установленная на постаменте модель самолета МиГ-29, на котором С.Осканов совершил свой последний полет 7 февраля 1992 г.
С. СУЛТАНОВ
«Сердало» № 37